Новости

Арктика: всерьёз и надолго

Арктика: всерьёз и надолго

На севере будут разводить овцебыков и прокладывать дороги

В развитии арктического севера российское правительство во многом ориентируется на канадский опыт. Как прозвучало на Международной конференции «Сибирский север и Арктика в условиях глобальных вызовов 21 века», которая прошла в Красноярске 21-го и 22 ноября, между нашими странами так много общего, что работа в тандеме благотворно действует и на российский, и на канадский север.

Международные конференции, посвящённые проблемам развития и выживания арктических территорий, не новость для России. Поводились такие мероприятия в Сыктывкаре и в Мурманске, но, как заметили участники красноярского форума, в нашем городе обсуждались наиболее проблемные вопросы, и рассматривались они глубже, буквально со всех сторон, - это и северная стратегия России, ресурсы, инфраструктура, бизнес и человек на севере. Эти пять направлений собрали большую аудиторию заинтересованных лиц - учёных, политиков, бизнесменов и с российской, и с канадской стороны. Ведь, как сказал посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России Антон Васильев, обе наши страны заинтересованы использовать арктические ресурсы и сочетать хозяйственное развитие этой территории с защитой арктических экологических систем и интересов коренных народов Севера.

- У нас с Канадой очень много общего, - считает Антон Васильев. - В России и Канаде самое большое коренное население Севера, мы крупнейшие энергопроизводящие государства, в Канаде существует северо-западный проход, а в России Северный морской путь. Да и внешнеполитические концепции, касающиеся Арктики, у нас очень близки по духу.

Россия и Канада уже десять лет совместно занимаются исследованием и продвижением новых направлений развития хозяйства и технологий в Арктике. И, как заметил координатор российско-канадской программы заместитель директора института экономики СО РАН из Новосибирска Вячеслав Селиверстов, начиналась эта программа именно на территории Красноярского края.

- Кстати, Красноярский край был не просто номинальной стартовой площадкой для российско-канадской арктической программы, он один из лидеров промышленного освоения Арктики, - вспоминает Вячеслав Селиверстов. - Пока ни одна страна в мире не смогла создать крупной металлургической промышленности за Полярным кругом, как это сделано в Красноярье.

- Аналогов такому производству до сих пор нет, - говорит председатель научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений, научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Алексей Конторович. - А Ямало-Ненецкий автономный округ - крупнейший мировой центр в Арктике за Полярным кругом по добыче газа. Здесь будет развиваться мощнейшая нефтехимия, энергетика, производство сжиженного газа. Но нам надо привыкнуть к тому, что в Арктику нельзя прибежать, схватить плохо лежащие ресурсы и уйти. Сюда нужно приходить всерьёз и надолго.

Нам надо привыкнуть к тому, что в Арктику нельзя прибежать, схватить плохо лежащие ресурсы и уйти. Сюда нужно приходить всерьёз и надолго.

Учёные и политики рассматривают Арктику не только как ресурсную площадку, но задумываются и о социальной составляющей этой территории. В Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах Красноярского края проживает более 50 тысяч человек, из них более 14 тысяч - представители коренных малочисленных народов Севера. В советские времена специально для их занятости создавались своеобразные коллективные хозяйства, и сегодня без поддержки с материка малочисленным народам не выжить. Как говорит исполняющий обязанности первого заместителя главы администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края Антон Увачан, уклад жизни аборигенов определяют тяжёлые климатические условия и транспортная удалённость. Они занимаются в основном рыболовством, охотой и собирательством, что не приносит большого дохода. Политики считают: мало дать коренному жителю удочку, необходимо научить ею пользоваться. В помощь россиянам подоспел опыт партнёров из Канады. Дело в том, что в этой стране давно и планомерно работают с северными аборигенами.

- Сейчас реализуется проект распространения популяции канадского лесного бизона и акклиматизации овцебыков в арктических и северных территориях Якутии, - рассказал на конференции заместитель министра регионального развития России Александр Викторов. - Это позволит не только решить проблему сохранения этих видов животных, но и повысить привлекательность региона.

Первые канадские бизоны были завезены в Якутию ещё в 2006 году, сейчас уже адаптировались и принесли потомство. За всё время существования программы на севере России родились 123 бизона. Неплохо чувствуют себя в арктической зоне и овцебыки.

- Акклиматизация овцебыка в Якутии позволит вовлечь в оборот арктические и тундровые пастбища, а в будущем создать ферму домашних животных и снизить остроту трудовой незанятости коренного населения, - считает Александр Викторов.

Заместитель министра регионального развития мечтает создать на Севере фермы по вольерному содержанию овцебыков для получения не только мяса, но и пуха, шерсти, шкуры.

На территории Российского Севера сегодня разрабатывается сразу несколько канадских проектов. Один из них - замена устаревших дизельных генераторов на ветродизельные комплексы, что приведёт к снижению загрязнения атмосферы. В Саха-Якутии планируют организовать дорожное строительство по канадским технологиям холодного асфальта, которые могут применяться в экстремальных условиях при температуре минус 30 градусов. Но основная проблема, волнующая и радетелей за развитие коренных малочисленных народностей, и бизнесменов, - неразвитая транспортная система. На решение этого вопроса брошены все силы транспортников России и Канады. Есть интересные проекты, но реализуются они сложно.

Например, Северный воздушный мост, который позволяет кратчайшим путём соединить Россию и Канаду. Специалисты утверждают, что проект этот несёт массу выгод - и экологических, и экономических. Полёты над Полярным кругом осуществляются уже сегодня, но на пути полной реализации этого замысла стоит отсутствие качественной гарантированной связи с землей. Другой интересный проект по возрождению Северного морского пути также споткнулся на пути к реализации. Оказалось, что северные порты Красноярья неготовы принять такое количество груза и судов, какое предполагается программой. Порты давно устарели и нуждаются в реконструкции.

Конечно, конференция - лишь обсуждение давно назревших проблем освоения Севера. Но, как надеются участники международного форума, именно она даст старт поступательному движению вперёд по пути решения арктических вопросов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА