Новости

Виталий Дроздов: «Демократию придумали не мы»

Виталий Дроздов: «Демократию придумали не мы»

Как адвокат, Виталий Дроздов привык анализировать и применять законы. А как депутат городского Совета и председатель комиссии по городскому самоуправлению, он научился их писать. При этом юридическая практика отнюдь не мешает, а, наоборот, помогает народному избраннику заниматься нормотворчеством.

- Виталий Александрович, для вас нынешний созыв городского парламента - дебютный. Конечно же, сегодня вы досконально знаете все тонкости депутатской работы. А вот до того, как быть избранным, интересовались ли вы деятельностью городского Совета?

  • В силу причастности к общественно-политическим событиям и в крае, и в городе, по крайней мере с 2003 года, я уже регулярно следил за тем, как работает горсовет, что там происходит, кто чем занимается. Но, признаюсь, до того, как сам занялся политической работой, не особо сильно интересовался деятельностью представительской власти. И я не являлся каким-то исключением. Приходится констатировать, что интерес к деятельности органов местного самоуправления у людей, непосредственно в этом не участвующих, не связанных с этим, не очень-то высок. Но в то же время нужно отметить, что городской Совет депутатов Красноярску просто необходим. Во-первых, потому что именно народные избранники представляют интересы населения. А во-вторых, таково требование закона. Государственная власть имеет две ветви: представительскую, или законодательную, и исполнительную. Так сложилось в рамках демократии, и это уже не наша придумка, а мировой опыт.

- А разве правильно, что составляют законы одни политики, а исполняют их уже другие?

  • Как говорил Черчилль: демократия - наихудшая форма правления, если не считать все остальные. Пока ничего лучшего просто не придумали. Возможно, разделение на две ветви власти не всегда себя оправдывает, вероятно, что-то в таком устройстве может показаться несправедливым. Но такая форма правления пережила века, и более оптимальных вариантов человечество пока не создало.

- Если вернуться к красноярскому опыту демократии, то как вы считаете - справляется ли наш местный парламент с той задачей, которая на него возложена законом?

  • Я уверен, что да, и лучшим подтверждением моим словам является тот факт, что город живёт, растёт, развивается, получает высокие оценки в самых разных рейтингах, привлекает большое количество людей. Конечно, это результат общих усилий всех уровней и ветвей власти, но свою лепту вносит и деятельность горсовета.

Местное самоуправление должно меньше касаться политики, а больше уделять внимания жизнедеятельности города. Вопросы местного значения нужно решать с точки зрения рачительных хозяйственников.

Одна из основных задач депутатов - это нормотворчество, ведь в основе движения вперёд лежит грамотная законодательная база. И, как председатель комиссии по городскому самоуправлению, могу точно утверждать, что это очень большой объём работы. Другой основополагающей обязанностью депутатов является представление интересов избирателей. То есть своеобразный контроль за исполнительной властью, который идёт постоянно, и в рамках текущей деятельности, и в период утверждения бюджета.

Конечно, после вступления в силу поправок, ограничивающих число депутатов, работающих на постоянной основе, десятью процентами, работать нам стало сложнее. Такая общественная деятельность отнимает очень много времени. Освобождённые депутаты могут решать стоящие перед ними вопросы быстрее и эффективнее. Хотя, повторюсь, и при нынешнем положении дел городской Совет Красноярска вполне профессионально справляется с возложенными на него задачами. Качественно и эффективно.

- А ещё без бурных скандалов и потрясений… согласитесь, большинство сессий проходят в довольно спокойном режиме.

  • Вы знаете, несмотря на то, что до избрания я несколько лет живо интересовался работой местной власти, только придя сюда, осознал, насколько это непростой труд. Со стороны кажется всё элементарно. Вот та же сессия: пришли депутаты, прослушали доклад, нажали кнопочки и разошлись. Впечатление такое, что народные избранники просто появились, чтобы высказать своё одобрение. Но на самом деле всё гораздо интереснее, сложнее и драматичнее. Основная часть работы проходит не на сессии, а в рамках комиссий, где вопросы долго обсуждаются, исследуются, прорабатываются. И на сессию выносятся полностью отработанные проекты решений. Поэтому они так быстро и принимаются.

Впрочем, нельзя сказать, что на сессиях не бывает полемики. Ведь иногда депутату, в силу как раз нехватки времени, не удаётся поработать на всех комиссиях. И бывает так, что начинаешь знакомиться с документами только во время заседания. Если что-то цепляет, если нет понимания, что на самом деле это стоит поддерживать, возникают вопросы.

- Но, наверное, для политика естественно желание публично заявить о своей позиции.

  • Я сторонник того, чтобы местное самоуправление меньше касалось политики, а больше уделяло внимания жизнедеятельности города. Потому что вопросы, стоящие перед нами, имеют в основном местное значение, и решать их нужно с точки зрения рачительных хозяйственников.

- И всё же у депутата несколько больше возможностей и полномочий, чем у простого хозяйственника. Не бывает у вас такого чувства всемогущества, мол, мандат поможет и все двери открыть, и все проблемы решить?

  • Нет, на уровне местного самоуправления, наоборот, очень чётко сознаёшь, что полномочий не так уж и много, и всех проблем жителей, обращающихся к нам, мы решить просто не в состоянии. Возьмём ту же ситуацию с обманутыми дольщиками. Решение большинства вопросов, вставшими перед этими людьми, лежит за пределами компетенции органов местного самоуправления. Мы, безусловно, стараемся им помочь, но кардинально изменить всё, дать людям обещанные нерадивым застройщиком квартиры город не в состоянии.

Есть другая проблема. К сожалению, население не всегда понимает, что нужно проявлять больше самостоятельности, учиться грамотно выстраивать отношения с теми же застройщиками или с коммунальными службами. Впрочем, и обвинять людей в этом нельзя, большинство из них родилось, училось, работало при совершенно другой формации. Чтобы люди научились жить по новым законам, должно пройти немало времени. Но я уверен, постепенно люди начнут встраиваться в новую систему. Городская власть делает для этого немало. Примером может послужить уже традиционный Красноярский форум, на котором обсуждаются все насущные проблемы. Кроме того, в городе проходит молодёжный форум, устраиваются публичные слушания. Всё это этапы воспитания нового сознания, а ещё прекрасная возможность получить необходимую информацию и заявить о своих проблемах и интересах. И хорошо, что красноярцы ей активно пользуются.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА