Новости

Какое будущее ждёт электронную книгу?

Какое будущее ждёт электронную книгу?

Публикация без фильтра

Компьютер и Интернет уже перестали быть чем-то экзотическим даже в самых удалённых школах России. Но эксперты убеждены, что это лишь первые ласточки: на очереди электронные дневники, журналы и даже учебники.

Использование цифровых носителей в России становится всё более массовым. Обучение в университете сейчас сложно представить без электронных учебных пособий, презентаций и ссылок на интернет-ресурсы. В рамках Красноярской ярмарки книжной культуры - 2011 эксперты в области информационных технологий и образования обсудили электронное будущее российских библиотек и школ.

Александр Артамонов, член творческой группы «Музейные решения» и эксперт КряКК-2011, убежден, что будущее науки и образования за электронными носителями. Эксперт отмечает, что темпы проникновения компьютерных технологий в образование сейчас весьма высоки, и это не может не повлиять на разные аспекты культурной жизни общества.

Серьёзные изменения ожидают традиционную бумажную книгу. Её будущее сродни виниловой пластинке: вскоре, убеждён эксперт, книга станет скорее предметом особого эстетического наслаждения.

«Когда начинался кинематограф, многие предрекали смерть театру, когда начиналось телевидение, многие предрекали смерть кинематографу, соответственно, когда начинался Интернет, многие предсказывали смерть телевидения. Но ничего подобного не происходит, - считает Артамонов. - Так же и в мире книг: и бумажные, и электронные издания просто займут свою нишу. Скорее всего, в области науки и образования будут доминировать электронные издания, а в области художественного чтения и эстетических поисков - бумажные. У каждого из этих способов передачи информации есть свои достоинства и недостатки, и каждый носитель найдёт свою нишу. И с развитием информационного рынка эти ниши очерчиваются всё чётче».

Бумажная книга породила целую культуру и мышление, по-своему воспитала традиционного читателя. Книгопечатание было основано на тщательном отборе информации. В этом смысле перед издателем стояла проблема поиска качественного текста - таким образом издатель защищал читателя от некачественного текста. С появлением Интернета каждый человек может публиковаться без всякого фильтра. И в этом заключается одна из главных проблем информационного общества, считает эксперт.

«Когда контента невероятно много, приходится тщательно отбирать, - отмечает Александр Артамонов. - Современный читатель воспитывает в себе внутренний фильтр, самостоятельность поиска информации, свой вкус и подход к источникам. Это было и до информационной эпохи, но с многократным увеличением потоков информации появляется всё больше «мусора», который, естественно, всплывает на поверхность. В связи с этим проблема индивидуального отбора становится всё более острой».

Серьёзные изменения ждут и школу. Не так давно был анонсирован проект внедрения электронных учебников в пять регионов России. В одном из интервью министр образования Андрей Фурсенко заявил, что считает более выгодным купить электронную книгу и закачать туда информацию, чем покупать каждый раз бумажную. Однако общественность неоднозначно отреагировала на эту новость.

В рамках круглого стола, посвящённого электронным технологиям в образовании, звучали как умеренно оптимистичные высказывания в пользу внедрения электронной книги в образовательный процесс, так и пессимистические и даже отрицательные. Участники круглого стола составили список аргументов за и против использования электронных книг в образовании.

Выступавшие "за" предполагали, что модернизация носителя информации привлечёт читателей, существенно расширит круг доступных книг, уменьшит затраты на копирование, и школьникам больше не придётся носить тяжёлые портфели. Противники же утверждали, что срок службы книги бумажной известен, а вот электронной - нет. Также технику нужно будет обновлять, что наверняка не менее затратно. В детских руках жизнь электронного учебника, естественно, окажется под угрозой. Остро стоит вопрос и компьютерных вирусов, которые будут создавать массу проблем при передаче информации. Кроме того, бумажная книга не питается электричеством и не откажет в самый неожиданный момент, чего, по мнению участников круглого стола, не скажешь об электронной книге.

Александр Артамонов так комментирует изменение формата учебников: «Мне очень не хочется, чтобы это был переход на «цифру» просто ради перехода. В странах с сильной системой образования во главу угла ставится прежде всего качество образования. Если для улучшения качества знаний нужны подобные внедрения, появляются электронные учебники, журналы и т. д. Но если это только дань моде - деньги буду потрачены впустую. Наша школа прежде всего нуждается в смене образовательной парадигмы, доставшейся в наследство от промышленной эпохи и индустриального мира. Введение электронных технологий должно стимулировать учителя и учеников к совместной деятельности».

Переход на «цифру» неизбежен, так считают и в Министерстве образования, с этим соглашаются и эксперты. Возникает естественный вопрос: является ли сейчас модернизация формы приоритетным направлением и способом решить существующие проблемы содержания, обусловлен ли подобный переход реалиями сферы образования? Наверняка честный ответ на эти вопросы серьёзно повлияет на будущее нашей страны.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА