Новости

Наш капитан

Наш капитан

Этого человека наверняка помнят многие красноярцы. Десятки лет он был капитаном пассажирских теплоходов, курсировавших по Енисею и Красноярскому морю. 30 ноября Анатолий Андреевич Агапов отметил свой 80-летний юбилей.

Глядя на этого стройного, крепкого, моложавого мужчину, трудно поверить, что совсем недавно он разменял девятый десяток. Видимо, сказывается его многолетняя морская закалка. И это совсем не метафора. Анатолию Андреевичу не раз приходилось во время рейса нырять в море, чтобы освободить крылья «Метеора» от зацепившихся за них брёвен. Такие водные процедуры случались и глубокой осенью, в ноябре, когда за бортом была минусовая температура.

  • Раздевался догола, нырял, хуже всего было выходить потом босиком на корму - она была из алюминия, мокрые ноги мгновенно примерзали к полу, - рассказывает наш герой. - Отрывать их приходилось, оставляя кожу подошв на корме.

Всего этого, конечно, не знали пассажиры, мирно дремавшие в тёплом салоне. А капитан просто выполнял свой долг. Ему во что бы то ни стало надо было доставить людей на причал в точно обозначенный срок. Надевать гидрокостюм и акваланг просто не было времени. Отправлять же кого-то из подчинённых на это рискованное мероприятие он не мог - не таков Агапов, чтобы получать дивиденды за чужой счёт. Стоя потом за штурвалом, делал гимнастику, чтобы хоть как-то согреться…

Речной авантюрист и… «летающие» суда

Вся жизнь Анатолия Андреевича связана с морем. На его счету 60 навигаций. В 1950 году выпускник Красноярского речного техникума начал свою трудовую деятельность в Енисейском речном пароходстве. Уже в 22 года молодому перспективному первому штурману пассажирского теплохода «Николай Островский» предложили стать сначала исполняющим обязанности, а по достижении 24-летнего возраста - капитаном судна.

В 1960 году на Енисее появились первые скоростные теплоходы на подводных крыльях. В 1962-м Агапова назначили капитаном одного из них - «Ракеты № 62». Непросто было работать капитанам первых быстроходных судов. Каких-то особых правил их вождения в то время не было, между тем всего за одну минуту «Ракета» по течению пролетает более одного километра. Времени для раздумий при обгоне другого судна или при встрече судов просто нет, и вся ответственность ложится на капитана скоростного судна. А ведь на Енисее множество узких, извилистых перекатов, где его реакция должна быть мгновенной.

Агапов - единственный из капитанов, чей теплоход выполнял не только дневные, но и ночные рейсы. Больше на такой подвиг не отваживался никто. Конечно, он обеспечил стопроцентную безопасность своим пассажирам. Первым делом переоборудовал ходовую рубку своего «Метеора-71», капитаном которого его назначили в 1970 году: установил радиолокатор и ещё ряд новых приборов. Достал дефицитные лампы-фары, которые используются в авиации для освещения взлётной полосы, - они компактные и мощные и, самое главное, не ослепляют встречные суда. Все лодочные станции были оповещены о ночных рейсах теплохода. За пять лет такой работы «Метеором-71» не было допущено ни одного происшествия.

Вообще, Анатолий Андреевич большой авантюрист по складу своего характера. Он никогда не боялся смелых экспериментов. Так, однажды в большой весенний паводок закрылось судоходство в районе Саяно-Шушенской ГЭС - не было возможности переправлять суда выше плотины из-за постоянного сброса большого количества воды. Но ведь доставка грузов в те районы (и особенно продовольствия населению) крайне важная задача. И капитан Агапов предложил перебросить его теплоход через плотину по воздуху, зацепив… подъёмными кранами. Операция длилась весь день. Ею руководил сам автор идеи. После удачного эксперимента через плотину Саяно-Шушенской ГЭС было переброшено ещё шесть судов.

«Летать» свой теплоход капитан Агапов научил за несколько лет до этих событий - для переброски «Метеора-71» через стометровую плотину Красноярской ГЭС он предложил использовать тросы, натянутые по диагонали от одного до другого берега - кабель-краны. По его проекту через Красноярскую ГЭС было переправлено 14 судов.

Капитан с большой буквы

В квартире Анатолия Андреевича обстановка строгая и почти аскетическая. Уже четвертый год, с тех пор как похоронил жену, с которой прожили душа в душу 53 года, он живёт один. Никаких излишеств, если не считать морской барометр, часы в виде штурвала (подарок военных моряков) и крупные фотографии в рамках на стене, на которых, конечно, суда и река - большая, но не единственная страсть капитана. И великое множество книг - одной только Большой советской энциклопедии 30 томов. Между делом Анатолий Андреевич заочно закончил два вуза. Так сказать, для души…

Пока хозяин дома любезно готовит мне чай, листаю одну из книг, стоящих на полке, - «Второе дыхание». Автор - Иван Булава, прежний руководитель Енисейского речного пароходства, в именном указателе без труда нахожу фамилию Агапова, открываю соответствующую страницу. «Анатолий Андреевич - настоящий, с большой буквы Капитан», - говорят об Агапове его коллеги.

Они вспоминают, что в первой же своей навигации на пароходе «Степан Верибюсов», входившем в состав флота Норильского комбината, он был арестован за то, что, пожалев женщин - заключённых Норильлага, привлекавшихся для выгрузки груза в Дудинке, разрешил им погреться и чем-нибудь подкрепиться. Это «что-нибудь» они нашли в коробках, которые выгружали. В комендатуре Агапову показали его подпись под обязательством о недопущении любой связи с заключёнными, и, без сомнения, он пополнил бы ряды ЗК, не приди ему на выручку капитан Н.И. Игнатюк.

«Винт капитана Агапова»

  • Анатолий Андреевич, а за что вы получили звание «Заслуженный рационализатор»?

  • За решение проблемы кавитационной эрозии гребного винта «Метеора».

С удивлением слушаю рассказ, как однажды он обнаружил «цвет побежалости» на поверхности лопасти винта, указывающий на то, что она подвергается воздействию высокой температуры - 800-900 (!) градусов. Но откуда могла взяться такая температура? Никто из специалистов не верил Агапову. Между тем проблема эрозии лопастей была чрезвычайно актуальной - винты скоростных судов не выдерживали даже одной навигации, становились похожими на решето. Анатолий Андреевич обратился к своим друзьям с завода «Сибэлектросталь», и те после лабораторного анализа подтвердили правильность его предположений. По гипотезе Агапова, лопасть нагревалась из-за образования каверны, в которой вакуумные пузырьки разрушали поверхность винта. Анатолий Андреевич предложил специалистам «Сибстали» создать жаропрочную сталь, из которой изготовили гребные винты. Проблема эрозии была решена. Выступление Агапова на Всесоюзной конференции по надёжности проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта судов морского, речного и рыбного флота, проходившей в Горьком, стало настоящей сенсацией. Ведь над проблемой эрозии винтов бились лучшие умы многих НИИ и КБ не только у нас в стране, но и за рубежом. «Винт капитана Агапова» успешно прошёл испытания, после чего в стране была изменена технология изготовления лопастей для скоростных судов.

На счету у Агапова семь изобретений и более ста рацпредложений. Много лет он был членом президиума краевого совета ВОИР и руководителем краевого совета новаторов.

Женщина на корабле - к несчастью?..

В 1970 году судьба свела Анатолия Агапова с Красноярским машиностроительным заводом, когда его назначили капитаном «Метеора № 71». На этом теплоходе он часто возил красмашевцев по морю. А потом руководство завода решило приобрести собственное судно. По заказу Красмаша и по согласованию с Госпланом в Феодосии, на судостроительном заводе «Море», был построен теплоход на 77 пассажирских мест, получивший название «Бирюса». Весной 1984 года Агапову было поручено принять его и перегнать в Красноярск. Ему в помощь дали двоих членов экипажа - Юрия Карпова, опытного капитана Енисейского речного пароходства, и Тамару Агапову, начальника планово-экономического отдела Красноярского судоремонтного завода, а по «совместительству» жену Анатолия Андреевича. На её командировании в эту экспедицию настоял генеральный директор Красмаша В. К. Гупалов. Сам он и решил вопрос с внеочередным отпуском Тамары Александровны с руководством судоремонтного завода. Тем более что по условиям плавания экипаж судна должен быть не менее трёх человек.

Маршрут был сложным - своим ходом из Чёрного моря через Керченский пролив в Ростов-на-Дону, затем по рекам, через систему шлюзов, Волго-Донскому и Беломорканалу до Архангельска, потом по Белому морю на борту ледокольного лесовоза «Азов» до Дудинки и опять своим ходом по Енисею до Красноярска. Протяженность пути - 15 тысяч километров, Агапову были выданы все навигационные карты, включая секретные. До Дудинки добирались три недели, не обошлось без происшествий.

Говорят, «женщина на корабле - к несчастью». Однако в этот раз именно благодаря Тамаре Агаповой удалось предотвратить большую беду. А дело было так. В Керченском проливе «Бирюса» попала в шторм. В это время года здесь дуют сильные ветра, часто гибнут суда. Волны были такой высоты, что теплоход заныривал в их гребни. Мужская часть экипажа находилась в рулевой рубке, управляя судном, а Тамара Александровна была в салоне теплохода. Вдруг мужчины услышали её крик о помощи. Оказалось, не выдержав качки, лопнули ремни, которыми был привязан самый крупный ящик с ЗИПом. 250-килограммовый груз покатился по салону, угрожая выбить стеклянную стену судна. Если бы это произошло, «Бирюсе» и членам её экипажа пришёл бы конец. Тамара Агапова, упершись ногами в стену, спиной удерживала огромный ящик - как это удалось хрупкой женщине, одному Богу известно...

...Теплоход и сегодня в строю, по-прежнему доставляет заводчан к местам отдыха на Красноярском море, получив новое имя - «Красмашевец». С 1984 года до самого выхода на пенсию в 2006-м его бессменным капитаном был Анатолий Агапов.

Трудовых наград у Анатолия Андреевича великое множество. Орден «Знак почёта», медаль «За трудовую доблесть», медаль имени В. П. Макеева, знак «Отличник соцсоревнования речного флота», «Заслуженный изобретатель и рационализатор», звание «Лучший капитан министерства», бессчётное количество юбилейных медалей и значков. А список почётных грамот, благодарственных писем, званий и прочих регалий занимает в трудовой книжке девять (!) страниц.

Но самое главное - это признание и память людей, их искренняя благодарность капитану за труд, в который он всегда вкладывал свою душу.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА