Новости

Плата за бесплатно

Плата за бесплатно

Должны ли студенты-бюджетники отрабатывать средства, потраченные на их подготовку

Ежегодно вузы страны выпускают столько выпускников по различным специальностям, что этого вполне бы хватило, чтобы закрыть существующие сегодня вакансии на рынке труда. Однако в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение, культура, наблюдается острая нехватка кадров. Молодые специалисты по разным причинам не спешат переступать пороги школ, больниц, домов культур и так далее.

В мае 2011 года среди 3 000 российских студентов последнего курса и 500 выпускников 2010 года портал CAREER.RU провёл опрос, который показал, что работать по специальности по окончании вузов планируют лишь 53 процента опрошенных. Сорок восемь процентов из тех, кто не собирается трудиться по своей специальности, признались, что им неинтересно их направление обучения. А 27 процентов уверены, что в полученной ими профессии не заработать. 21 процент выпускников 2011 года считают, что по их специальности достаточно сложно трудоустроиться. Между тем студенты, обучающиеся на бюджетной основе, возможно, будут отрабатывать средства, потраченные на их подготовку. Такое предложение недавно озвучил глава государства Дмитрий Медведев на встрече с медицинскими работниками, прошедшей в Санкт-Петербурге в научно-исследовательском институте скорой помощи имени Джамелидзе. При этом президент отметил, что возврата к директивному распределению выпускников российских вузов не планируется. По мнению главы государства, поступающие на бюджетные места абитуриенты должны брать на себя определённые обязательства, заключая контракты на работу по окончании вуза, на 3-5 лет. При этом работающий по контракту в любой момент должен иметь право на увольнение. Однако в таком случае он будет обязан оплатить своё обучение.

-_ Проблему, которую поднял Дмитрий Медведев, озвучил ещё в 2004 году на тот момент в президентском послании Владимир Путин,- констатирует Валентин Журавлёв, директор института фундаментальной подготовки, заместитель председателя приёмной комиссии СФУ__. - То есть прошло семь лет, а вопрос до сих пор остается открытым. На мой взгляд, единственный способ решения проблемы - участие государства в трудоустройстве выпускников путём прогнозирования рынков труда, образования и заказов общества, государства и личности._

В нынешней ситуации эти рынки разбалансированы. Они пересекаются, но немного. А по большей части предложения вузов не отвечают требованиям рынка труда. Желания абитуриентов не совпадают с тем, что предлагают планы приёмов вузов. Выпускников высших учебных заведений не устраивает социальный пакет, предлагаемый работодателями. Чтобы столь сложную систему привести в равновесие, по мнению Валентина Журавлёва, необходимо создание целой сети агентств, которые и занимались бы прогнозированием: сколько, каких специалистов, какой квалификации и компетенций потребуется для страны, региона через определённый промежуток времени, и многие другие аспекты. В настоящее время у нас нет системы, которая регулировала бы цепочку: государство - вуз - работодатель.

- Сегодня в условиях рыночной экономики многие выпускники почли бы за благо предоставление им места работы сразу по окончании учебного заведения, - размышляет __Вадим Кольга, проректор по довузовской и воспитательной работе СибГАУ__. - Другой вопрос, какие предприятия должны трудоустраивать выпускников, обучавшихся на бюджетной основе? Государственные? Но их не так уж и много. Коммерческие? Тогда каким образом заставить такое предприятие предоставить выпускнику рабочее место? Недавно в рамках Красноярского молодёжного форума у нас проходил круглый стол по теме трудоустройства молодых специалистов. В его работе приняли участие шесть крупных фирм-работодателей. И там рефреном звучала одна проблема - предприятия не резиновые, и при всём желании всех жаждущих трудоустроить они не могут. Да и невыгодно порой принимать выпускников на работу: многие сталкиваются с тем, что берут вчерашнего студента без опыта работы к себе на предприятие, вкладывают в него определённые средства, а он вскоре увольняется…То есть опять же налицо отсутствие системы взаимодействия всех заинтересованных структур.

Ещё один вопрос - какие конкретно затраты должны будут отрабатывать либо возмещать выпускники вузов? По конституции Российской Федерации у каждого гражданина нашей страны есть право на получение бесплатного высшего профессионального образования на конкурсной основе. И кроме условия - выдержать конкурс - никакими другими обязательствами это право не стеснено. Соответственно, отрабатывать стандартное высшее образование либо возмещать государству затраты, связанные с ним, выпускники вузов вряд ли посчитают справедливым.

- До того, как вводить систему отработки, необходимо обеспечить дополнительные условия для освоения остродефицитных профессий, и достойные соцпакеты, тогда все вопросы снимутся, - считает __Валентин Журавлёв__. - Я в своё время окончил Московский энергетический институт по специальности «теплофизик». И когда мне предложили работу в Красноярске, нашёл массу оснований, чтобы отказаться и остаться в Москве. Но все мои доводы были отброшены после того, как мне разъяснили следующее: «В первый год обучения Минатомэнерго тебе к стипендии пять рублей добавлял, это раз. Во-вторых, на следующем курсе тебе добавляли уже по десять рублей. В-третьих, тебя снабдили секретными знаниями, и теперь ты в течение нескольких лет, являясь их носителем, можешь использовать конкурентные преимущества». И я поехал в Красноярск. На мой взгляд, такие дополнительные средства должны вводиться и потом отрабатываться или возмещаться.

Создавая выгодные условия обучения, предоставляя определённый набор дополнительных знаний в вузах и достойные соцпакеты на рабочих местах, государство могло бы решить проблему обеспечения кадрами социальной сферы.

- Проблема с кадрами в здравоохранении и педагогике лишний раз подтверждает, что у нас нет системы поддержки трудоустройства на уровне государства, - резюмирует __Вадим Кольга__. - Сегодня все вузы имеют отдельные структуры по трудоустройству, но всё это, так скажем, на уровне благих пожеланий.

Государству необходимо создать условия, в которых были бы заинтересованы и вузы, и работодатели, так считают наши эксперты. Но сделать это достаточно сложно. Например, ту же идею насчёт обязательной отработки или возмещения бесплатного обучения невозможно применить ко всем профессиям и сферам.

Студенты тоже сейчас обсуждают идею президента страны. Отношение у них неоднозначное.

- _С одной стороны, отработка обучения на бюджетной основе заставила бы абитуриентов задуматься о выборе профессии, - поделился Артём, студент СибГАУ__. - Многие уже не пошли бы, к примеру, в педагоги, зная, что потом им пять лет придётся отработать в этой профессии. С другой стороны, если введут стопроцентно для всех специальностей отработки, то это вызовет недовольство среди студентов и может привести к социальному взрыву, поскольку вряд ли все юристы или те же экономисты смогут устроиться по окончании вуза по своей специальности._

Как признают эксперты, в целом предложение, сделанное президентом, правильное. Но вводить его нужно поэтапно, для отдельных остродефицитных специальностей, при этом обеспечивая достойный уровень зарплат молодым специалистам. К слову, на днях Президент РФ подписал поправки в закон об обязательном медицинском страховании. Одно из важнейших нововведений - установлена стимулирующая выплата в размере один миллион рублей для молодых врачей, которые будут готовы работать на селе. Уже скоро будет понятно, готовы ли молодые люди ради таких денег трудиться в деревенских медучреждениях и нужно ли развивать подобные стимулирующие выплаты для других специалистов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА