Новости

Как защитить отечественного производителя от дешёвого китайского товара?

Как защитить отечественного производителя от дешёвого китайского товара?

Тяжкие проблемы лёгкой промышленности

- Китай? - спрашивает мама, настороженно оглядывая новый пуховик.

_- Китай, - отвечаю. И тут же поспешно добавляю: - Фабричный. _

_Продавщица особенно акцентировала на этом внимание, показывая нам какие-то лицензии, разрешения, бумаги… _

Что поделаешь, не любят нынче русские покупатели китайские товары. Не любят, всегда спрашивают, не из Китая ли, а, получив утвердительный ответ, всё равно берут. Да и куда им деваться? Во-первых, приемлемые цены, а во-вторых, отсутствие альтернативы: по последним данным, доля товаров лёгкой промышленности из Китая равна в нашей стране 60 процентам. Отечественный производитель просто потерялся в массе китайских товаров. А если же кому и посчастливится отыскать более качественную российкую продукцию, то цена, скорее всего, будет гораздо выше, и выбор всё равно падёт на Китай.

В такой обстановке то тут, то там раздаются голоса недовольных потребителей: не пора ли навести порядок в лёгкой промышленности?

Но так ли это просто?Качеством китайской продукции недовольны все, но вот раскошеливаться на лучшее готовы немногие.

- Наш народ издавна любил халяву, - считает __Михаил Шевцов, председатель Красноярского общества по защите прав потребителей__. - Китайские товары дешёвые, поэтому потребители и покупают их, а потом идут с претензиями к нам. Но при этом нельзя сказать, что претензий к китайским товарам больше, чем к русским. Просто русских товаров нет.

Зато китайские вещи бывают разные - кустарные и фабричные. И здесь кому как повезёт. В том же Китайском торговом городе можно купить обувь, которая прослужит вам 10 лет, а можно такую, которую и дня не проносишь. Поэтому важно, чтобы покупатели были разборчивее, искали фабричные китайские вещи и обязательно брали кассовый товарный чек до передачи денег. Это поможет отстоять свои права, если товар окажется некачественным. Сегодня индивидуальные предприниматели, напоминает красноярское общество защиты прав потребителей, обязаны выдавать покупателю чек, в котором указаны наименование товара, артикул, сорт, цена, название организации, имя продавца, его подпись и дата покупки.

- В Китайском торговом городе поначалу много хулиганили. Нам даже приходилось держать там своего эксперта, который консультировал покупателей, - рассказывает __Михаил Шевцов__. - Но постепенно и потребители наловчились, и продавцы познакомились с правилами торговли. Теперь жалоб гораздо меньше. Так что многое зависит от разборчивости и подкованности самих покупателей.

О роли покупателей в борьбе с китайской экспансией говорит и Виктор Прохоров, финансовый аналитик, директор красноярского филиала НАУФОР СРО:

- Бороться с Китаем надо, но это не решит проблемы, - считает он. - Основной спрос у нас - на самое дешёвое. А самое дешёвое - это китайское. У россиян просто не хватает денег покупать хорошие дорогие вещи. Они бы никогда не стали брать некачественные китайские товары, если бы у них были деньги. Поэтому прежде всего нужно повышать покупательскую способность граждан.

Но одним им в столь тяжёлом деле, как проблемы лёгкой промышленности, всё же не справиться. Сегодня отечественные производители и в целом в стране, и в нашем регионе не конкурентоспособны. И подобное засилье китайских товаров грозит дальнейшим развалом нашей местной промышленности и полной потерей независимости России в этой сфере.

- Поддерживать отечественную лёгкую промышленность, безусловно, стоит, если мы не хотим её окончательного развала, - считает __Татьяна Лихачёва, заведующая научно-учебной лабораторией института управления бизнес-процессами и экономики СФУ__. - И делать это нужно через создание конкурентоспособных производств в секторе малых и средних предприятий. Также возможно создание предприятий совместно с КНР. Например, сам Китай так и делает - он осуществляет экспансию, создавая совместные предприятия в Таиланде, Вьетнаме и Индонезии.

Конечно, подобные мероприятия требуют немалых вложений, но без них поднять на ноги нашу лёгкую промышленность, которую мы практически потеряли в девяностые, невозможно. Кроме того, для продвижения отечественных товаров потребуется мощная рекламная кампания, так что расходов не избежать.

- Борьбу с Китаем осложняет ещё и то, что основная сырьевая база для нас находится за границей, - рассказывает __Виктор Прохоров__. -Хороших текстильных предприятий у нас нет, поэтому снизить цены на готовую продукцию мы не можем. Вот в странах ЕС, например, есть фонд, который выделяет деньги на компенсацию таможенных пошлин, что позволяет поддержать сырьевую базу.

Татьяна Лихачёва предлагает ещё один вариант решения проблемы с удалённостью сырьевых баз: это использование кластерного подхода, то есть создание сети предприятий, которые находились бы вблизи источников сырья, что позволит экономить на его перевозке, а значит, снизить цены на готовую продукцию.

Одним словом, выход есть. В конце концов, Россия не одинока в своей проблеме. От экспансии товаров из Поднебесной страдает и Европа, и Америка.

- Практически всё, что продаётся в известных бутиках, пошито в Китае или других странах Юго-Восточной Азии, с которыми организована сеть, - рассказывает __Татьяна Лихачёва__. - В такой ситуации большинство европейских стран, а также США размещают свои заказы в Китае, но под своим брендом.

Кроме того, по словам Виктора Прохорова, сегодня в Китае дорожает рабочая сила, а значит, увеличивается стоимость пошива. Так что надежда на возрождение у отечественного производителя есть. Главное вовремя подать ему руку.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА