None

Перекресток улиц Менжинского и Спартаковцев

Сегодня здесь располагается районная налоговая инспекция. В доме на углу улиц Менжинского и Спартаковцев прошло детство нашей героини.

Перекресток улиц Менжинского и Спартаковцев

А мальчишки забивали “зоску”

Жителям Октябрьского района знакомо место, о котором рассказала жительница Красноярска Валентина Васильева (Вавилова в девичестве). Сегодня здесь располагается районная налоговая инспекция. А когда-то на этой территории стояли жилые дома, в одном из них жила семья Валентины Васильевны. В доме на углу улиц Менжинского и Спартаковцев прошло детство нашей героини. Там она жила до 1983 года. Затем дом снесли и на его месте построили здание для налоговиков.

Около школы. Десятый класс. Слева направо: Надя Ковальская, Галя Кананине, Валя Вавилова, Оля Кардашова.

Валентина Васильевна родилась в 1944 году. В семье был мальчик — на два года старше Валентины и ещё одна девочка — 1947 года рождения. Во время войны родители жили бедно. Одно из неприятных впечатлений — картошка, жаренная на рыбьем жире. “Но потом у нас появились корова, свиньи, куры, и мы уже не бедствовали, — вспоминает читательница. — Мальчишки с нашей улицы ходили пасти коров в лес — к озеру, где начинали метро строить. Иногда меня брали с собой. Мы проходили мимо строящегося завода телевизоров и домов на Высотной, которые возводили для работников предприятия.

— Летом каждый вечер отец, фронтовик, брал троих детей на колонку за водой, — рассказывает Валентина Васильевна. — Давали по два ведра на человека. Очередь была большая, а семье приходилось занимать её раза три, чтобы набрать две бочки воды.

Зимой за домом, где жила семья Вавиловых, была большая горка. На неё приходили ребятишки со всей округи. В любую погоду. Тогда суровые морозы были не редкостью, но детей это не пугало. “Мы обмораживали носы, щёки, уши, — говорит пенсионерка. — Приходили домой, рукавицы аж стояли, были все в снеговых катышках. Мама нас оттирала, сажала на тёплую печку, отпаивала горячим молоком. На другой день мы снова на горку бежали. И не болели”.

В лесу в районе Студгородка. 1959 год.

Любили в то время ребятишки и на лыжах кататься, и на коньках. Это были в основном привязные коньки-“снегурки — их привязывали к валенкам или к тёплым фетровым ботам. Весной тоже находились занятия. Когда сходил снег и оттаивали полянки, девочки играли в классики, а мальчишки забивали “зоску”. Это такая свинцовая пластина с шерстью, которую они забивали ногами на счёт, кто дольше продержится. Задача — сделать как можно больше ударов, не давая пластинке упасть на землю. Молодёжь постарше играла в лапту, волейбол, а помладше — в выжигалку.

— Иногда, играя, слышали похоронную музыку, — рассказывает Валентина Васильева. — Тогда мы бежали за этой процессией и сопровождали её до самого Николаевского кладбища. Потом заходили в церковь. В этой церкви крестили наших родителей, нас, а позже и мы своих детей и внуков. Я считаю, что это настоящий храм. Это церковь моего детства, поэтому хожу только сюда”.

В детстве самым любимым праздником Валентины была Пасха. Мама шила к празднику детям новые платья, покупала новую обувь. Перед Пасхой она пекла куличи и красила яйца.

— Мне было лет десять, когда мама взяла меня святить куличи в церковь, — вспоминает наша героиня. — Это происходило в ночь с субботы на воскресенье. Часа в два ночи батюшка со святой водой выходил на улицу и освящал наши сумки с едой. Народу было очень много — люди стояли по обе стороны дороги от церкви до улицы Киренского. Помню, когда мы приходили домой, мама опускала в кружку с водой пасхальное яйцо, и мы умывались этой водой. Мама говорила: это для того, чтобы мы были красивыми. Потом мы разговлялись, съедали освящённые продукты. Днём приходили родственники, и праздник продолжался.

Ещё Валентина Васильевна вспоминает, как в детстве с семьёй ходили пешком на остров Отдыха, где размещался зверинец. Из Николаевки через город, потом по понтонному мосту на остров — дорога была неблизкой. Но детям нравилось смотреть на зверей. Они сидели в клетках, выглядели измученными, но тогда дети не обращали на это внимания.

Валентина училась в школе, которая располагалась на углу улиц Красной Армии и Волочаевской. Директором был Юрий Булычёв. Дети его очень любили и уважали, хотя он был строгим. Юрий Михайлович, преподаватель математики, сам увлекался спортом и приобщал к занятиям ребят — ходил с ними на стадион. Да и школа всегда была открыта для учеников. Днём ребята учились, а по вечерам и в выходные дни мальчишки играли в спортзале в баскетбол, волейбол. Девочки были тут же, болели за них. А по праздникам в школе устраивали вечера с танцами.

В детстве самым любимым праздником Валентины была Пасха. Мама шила к празднику детям новые платья, покупала новую обувь. Перед Пасхой она пекла куличи и красила яйца. Потом носила святить куличи в церковь.

Приём в октябрята, пионеры, вступление в комсомол — дети в те годы с удовольствием участвовали в общественной жизни класса, школы. Проходили пионерские сборы, комсомольские собрания. Это сплачивало ребят. Дружили тогда целыми классами. Весной, когда расцветала черёмуха, практически всем классом, в котором училась Валентина Васильевна, ходили в лес, где сейчас Студгородок и Академгородок. Приходили домой, приносили клещей, но никто не заболел, заверяет читательница. Поэтому в лес ходить не боялись.

— Школа была без удобств, — вспоминает пенсионерка. — В туалет бегали на улицу зимой, но никто не простывал и не болел, дети тогда были закалённые. Потом наше учебное заведение перевели в школу № 74 на Копылова, где учились и мои дети. С большой теплотой и с ностальгией я вспоминаю школьные годы. Настолько мне они в душу запали, что почти всю жизнь мне снилась школа.

Так получилось, что жизнь снова свела Валентину Васильевну и директора школы — Юрий Булычёв был директором радиотехнического техникума, в который поступила наша героиня. Потом она трудилась на заводе телевизоров, 35 лет жизни отдано родному предприятию. Валентина Васильева заслужила звания “Ветеран завода” и “Ветеран труда” федерального значения.

— Детство у нас было хорошее, — говорит Валентина Васильевна. — Были хорошие родители, всех нас выучили. Брат инженер, сестра врач. И школьные годы были интересные. Образование нам дали очень неплохое. Многие выпускники нашего класса получили высшее образование, есть даже кандидаты наук. А ещё в нашей школе учился молодой поэт — Николай Ерёмин. Он написал слова к песне “В Алексеевке цветёт черёмуха, а в Николаевке цветёт сирень”. Я часто вспоминаю Николаевку, и когда строили четвёртый мост, отправляла в вашу газету письмо с предложением назвать этот мост “Николаевский”. Рада, что так и случилось.

В ТЕМУ

Во времена, которые описывает Валентина Васильева, дети играли в подвижные игры. И игр было очень много: футбол, прятки, казаки-разбойники, двенадцать палочек, лапта, штандер, чижик. В каждой из этих игр участвовали от пяти до нескольких десятков человек.

Некоторые названия игр знакомы и сегодняшним детям. А что-то они услышат впервые. Например, игра “Двенадцать палочек”. Оказывается, это разновидность пряток. На лежащий на земле конец дощечки кладут 12 разных палочек, каждая относится к конкретному человеку. Выбранный водящий ударяет ногой по свободному концу дощечки, и деревянные палочки разлетаются в разные стороны. Пока водящий собирает палочки, все игроки прячутся. Собрав палочки, водящий ищет спрятавшихся. Первый найденный игрок становится водящим.

Уже забыта и игра “Казаки-разбойники”. Есть несколько её разновидностей. Но суть в том, что участники делятся на две команды — казаков и разбойников. Казаки, у которых есть штаб, должны поймать всех разбойников. А задача разбойников — захватить штаб казаков.

«Город имён» на Яндекс.Картах

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА