Новости
Переходные тонкости
Преимущество есть, но осторожность не помешает
В 2010 году предметом серьёзного обсуждения стали пешеходные переходы краевого центра. Тревога была связана с ростом количества наездов на жителей, причём именно на переходах, в основном, нерегулируемых. В большинстве случаев проблема заключается в недисциплинированности самих пешеходов, которые зачастую переходят улицу не по правилам, а там, где им удобнее. Однако и состояние самих переходов оставляет желать лучшего. По итогам проверки Госавтоинспекции Красноярского края из 747 пешеходных переходов Красноярска лишь 16 соответствуют нормативным требованиям. А это всего лишь два процента от общего количества.
Наиболее частые нарушения нормативных требований: несоблюдение границ перехода, плохая видимость разметки или её полное отсутствие, удалённость дорожных знаков от границ проезжей части, отсутствие дублирующих знаков и освещения. Это приводит к тому, что водители, подъезжающие к нерегулируемым переходам, зачастую их просто не видят.
Заместитель начальника ГИБДД УВД по Красноярску Олег Жданов отмечает, что для сокращения числа подобных ДТП нужно как можно чаще и больше наносить дорожную разметку, так как в связи с эксплуатацией и погодными условиями она стирается в течение месяца. Но финансовые возможности не позволяют делать это так часто. Ведь затраты на каждый из них составят от 10 до 15 тысяч рублей.
Немного истории. Впервые соглашение о дорожных знаках, где вместо надписей должны указываться символы, которые были бы понятны даже неграмотным людям и иностранным туристам, было принято на конгрессе, состоявшемся в 1900 году в Париже. Международная конференция, проходившая в 1909 году там же, окончательно упорядочила применение на дорогах знаков. В принятой конвенции по международным перевозкам впервые были утверждены четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Поворот», «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой». Последующие международные конференции 1926, 1931, 1964-го и 1968 годов увеличивали число дорожных знаков, делили их на группы. Так, предупреждающие знаки стали иметь треугольную форму, а цвет для каждой группы знаков стал строго определённым.
Впервые соглашение о дорожных знаках, где вместо надписей должны указываться символы, которые были бы понятны даже неграмотным людям и иностранным туристам, было принято на конгрессе, состоявшемся в 1900 году в Париже.
В России дорожные знаки появились ещё до Первой мировой войны. СССР, ратифицировав решение конвенции в 1926 году, взял на себя обязательство устанавливать дорожные знаки стандартной формы и символики. Предупреждающие дорожные знаки в населённых пунктах стоят на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка, а вне их - за 150-300 м. Это связано с разной разрешённой скоростью движения. Ведь остановить транспортное средство при скорости 60 км/ч можно быстрее, чем, скажем, при 90 км/ч.
Дорожные знаки постоянно совершенствуют, чтобы сделать их более заметными. Сначала появились знаки со световозвращающей поверхностью. Однако они эффективны только в тёмное время суток. Но ведь знаки не всегда хорошо видны и днём. Ещё в советское время рождалась масса проектов их усовершенствования, некоторые - совершенно фантастические. Появились многопозиционные знаки, знаки с дистанционным управлением. Существовал даже проект голографических дорожных знаков - световых картинок, висящих в пространстве над дорогой. Или идея передачи наглядной информации с помощью автоматического радиопередатчика, стоящего у обочины, прямо на приборную панель транспортных средств.
Что касается разметки, то её впервые применили на проезжей части дорог в США в 1911 году, а в 1933 году впервые в СССР разметку нанесли на улицах Москвы. С той поры она зарекомендовала себя как эффективное средство организации движения. Значение линий разметки во многом идентично значению знаков. Одни - предупредительные, другие - информационные, третьи - запрещающие.
Как и знаки, разметка - предмет для беспрерывного усовершенствования. В последнее время появились новые технологии. К примеру, профильная (структурная) разметка. Она имеет много преимуществ: обеспечивает лучшую видимость в дождливую погоду, лучшее сцепление с колесом автомобиля, шумовой и вибрационный эффект при наезде на неё. Несколько лет назад в России начато применение покрытий противоскольжения, которые состоят из бокситной крошки и вяжущего вещества. Покрытие представляет собой разметку красного и тёмно-серого цвета перед пешеходными переходами и на них, а также на остановках общественного транспорта. Такая разметка существенно повышает безопасность дорожного движения: тормозной путь сокращается по сравнению с асфальтным полотном в 2-2,5 раза. К тому же цветовое выделение хорошо привлекает внимание (замечено, что водители избегают парковать автомобиль в местах остановок общественного транспорта с нанесённым покрытием противоскольжения красного цвета). Покрытия противоскольжения позволят существенно снизить количество ДТП в зоне пешеходных переходов и автобусных остановок, особенно в осенне-зимний период.
Но вернёмся к ситуации в Красноярске. Нельзя сказать, что озвученная ГИБДД проблема явилась неизвестным новшеством. Трудно было ожидать иного после многих лет хронического недофинансирования дорожного строительства. Однако в 2009 году стартовала городская целевая программа «Безопасность дорожного движения». Наибольший объём работ пришёлся на прошедший 2011 год. Да и финансирование было несопоставимым с предыдущими годами. К примеру, на дорожную разметку было выделено в три раза больше денег, чем в 2010 году. Особое внимание уделялось пешеходным переходам, прежде всего, нерегулируемым. Как отметил заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска Михаил Малыхин, в течение летнего сезона в Красноярске нанесли около 200 зебр, установили около двух десятков лежачих полицейских, а также восстановили и установили около 700 дорожных знаков «Пешеходный переход» и 24 знака «Осторожно, дети». 42 зебры нанесены с применением технологии холодного пластика. Такие переходы не только более долговечны, но и лучше привлекают внимание детей и водителей.
Появились и новые технологические изюминки. Так, впервые в Красноярске у школы № 151 пешеходный переход выполнен по технологии 3D-разметки. «Эффект объёма создается за счёт светоотражающих красок и геометрии их нанесения», - пояснил Михаил Малыхин. Технология проходит апробацию и если докажет свою эффективность, то будет применяться в дальнейшем в более массовом масштабе.
Другой новинкой, применение которой перспективно не только для магистралей, но и для пешеходных переходов, является термопластиковая разметка, которая в порядке эксперимента нанесена на несколько дорог города. По расчётам, она будет служить в четыре раза дольше обычной. Кроме того, она будет видна ночью и во время дождя, а при наезде на подобную разметку шинами, создаётся шумовой эффект, который является предупреждающим сигналом для водителя.
Появились в городе и новые дорожные знаки «Пешеходный переход». Внешне они схожи с обычными. Однако если стандартный вариант дорожного знака изготовлен с использованием светоотражающей плёнки, то по контуру нового знака установлены светодиоды. Новый дорожный знак оборудован кнопкой, при нажатии на которую знак начинает активно мигать, привлекая внимание водителей уже на дальних подъездах к пешеходному переходу. При этом, по оценке специалистов, установка такого дорожного знака по своей стоимости обходится значительно дешевле, чем установка светофора. Однако работникам дорожных служб предстоит ещё проверить, как проявят себя знаки в естественных городских условиях - при различных осадках, оседании пыли и грязи, во время морозов. Если новое оборудование будет работать бесперебойно и эффективно, то и оно получит путёвку в будущее. А пока такие знаки установлены на двух улицах - Киренского и Семафорной.
Как сообщили нам в пресс-службе ГИБДД, в прошедшем году количество наездов на людей на нерегулируемых пешеходных переходах несколько уменьшилось: если в 2010 году таких случаев зафиксировано 164, то в 2011-м - 154. Это снижение сотрудники ГИБДД связывают в том числе и с повышенным вниманием к обновлению пешеходных переходов. Однако только технологическими новациями не обойтись. Ведь зачастую происшествия случаются именно по вине пешеходов. Если автомобили движутся в несколько рядов, то водитель, находящийся на крайней от пешехода линии, просто может не успеть заметить человека, неожиданно появившегося перед его автомобилем. И даже успев заметить, не успеет затормозить. Особенно опасна такая ситуация в зимнее время, на скользком дорожном покрытии, когда тормозной путь значительно увеличивается. При этом надо иметь в виду: если происшествие случилось на обозначенном знаками и разметкой нерегулируемом пешеходном переходе, где преимущество имеет пешеход, в действиях водителя будет присутствовать нарушение правил. Но даже в этом случае, если будут представлены свидетельские показания, в том числе пешеходов, способных подтвердить, что пострадавший в нарушение правил выскочил на проезжую часть в непосредственной близости от движущегося авто, с водителя снимут все обвинения. Ведь при определении вины автолюбителя учитывается наличие у него возможности избежать ДТП. Иными словами, если он не превысил разрешённую скорость, а тормозного пути не хватило для предотвращения аварии, в случившемся его вины нет. И хотя по действующему законодательству владелец источника повышенной опасности, в нашем случае автомобиля, обязан возместить нанесённый пешеходу ущерб в любом случае, даже если наезд произошёл по вине человека бесколёсного, размер такой компенсации зависит от степени вины водителя в происшествии. Так что при пересечении дороги по нерегулируемому переходу пешеходам необходимо быть внимательными и осторожными, а не слепо полагаться на своё преимущество.