Новости
Завод ферросплавов — борьба продолжается
Заработает ли под Красноярском опасное производство?
Завод ферросплавов не должен быть построен в опасной близости от Красноярска — именно этого добивались несколько месяцев горожане на митингах и именно об этом официально заявил в январе губернатор нашего края Лев Кузнецов. Однако, несмотря на однозначную позицию властей, как региональных, так и муниципальных, несмотря на протесты жителей против открытия производства рядом с краевым центром, ставить точку в этой истории ещё, увы, рано.
По мнению аналитиков, ситуация вокруг завода может развиваться по трём сценариям. Два первых предполагают противостояние сил, выступающих за строительство и против него. И, возможно, что компания ЧЕК-СУ, подав иск в суды всех инстанций, добьётся своего и получит официальное разрешение на возведение новых корпусов на производственной базе “Крастяжмаша”. Сегодня этот вариант кажется не слишком вероятным, однако, судя по официальным заявлениям этой коммерческой компании, топ-менеджеры в любом случае намерены идти до конца. И у сторонников строительства завода есть вполне конкретные аргументы за размещение под городом подобного предприятия.
Так, предварительные выводы о безопасности завода ферросплавов на минувшей неделе дали специалисты Управления Роспотребнадзора. В официальном заявлении на сайте ведомства говорится, что промышленная площадка планируемого к строительству Енисейского ферросплавного завода располагается на значительном расстоянии от Красноярска (11 километров), и это якобы позволяет исключить вредное воздействие предприятия на среду обитания населения города. То есть для жителей, по мнению Роспотребнадзора, производство вроде считается безопасным.
— В рамках действующего федерального законодательства зона влияния завода ограничивается 1 000-метровой санитарно-защитной зоной, на границе и за пределами которой в атмосфере обеспечиваются гигиенические нормативы загрязняющих веществ, поэтому в этой части проекта нарушений нет, — поясняет пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по краю Наталья Краснопеева.
Но вместе с тем специалисты ведомства обнаружили нарушения в другой части, касающейся условий труда работников: нет документации, позволяющей оценить воздействие производства на персонал завода ферросплавов. В связи с этим в отношении проектирующей организации возбуждено дело об административном правонарушении и направлено предписание об устранении недостатков в проекте.
Одним словом, в том виде, в котором проект существует сегодня, он не может быть реализован. Конечно, это не говорит о том, что его нельзя доработать — необходимо только желание руководства ЧЕК-СУ. Но проверка ещё не завершена, и вполне возможно, что специалисты Роспотребнадзора обнаружат и другие нарушения.
Пока иск владельцев предприятия к администрации Емельяновского района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство завода находится без движения, поскольку Арбитражным судом края выявлен недостаток предоставленных документов. Но это техническая пауза, и, вероятно, уже в феврале начнётся первое судебное разбирательство. Компания “ЧЕК-СУ” фактически начнет судиться с Красноярским краем.
Однако построят ли завод ферросплавов под Красноярском или нет, зависит не только от суда. Когда подавляющее большинство красноярцев выступает против проекта (а об этом свидетельствуют и опросы в прямом эфире телекомпаний, выступления в Интернете и на митингах), нельзя решать проблему только в правовом поле. Тем более что у губернатора всегда есть возможность обратиться за поддержкой в федеральный центр и к президенту страны.
Согласно второму варианту развития событий победу в противостоянии обеспечит консолидации власти и населения.
— Я предполагаю, что сейчас власть приложит все усилия, чтобы завода под Красноярском не было, — считает депутат Красноярского городского Совета Елена Пензина. — Депутаты Законодательного собрания должны принять специальный закон, определяющий порядок строительства подобных производств в нашем регионе. Я думаю, что это вполне логичный сценарий развития событий. Прецедент был, общественность возмутилась, и важно принять меры по предотвращению появления в будущем подобных ситуаций.
Вопрос о законодательном регулировании возведения опасных промышленных объектов поднимался не раз. Губернатор Лев Кузнецов ещё в ноябре говорил о необходимости обязательной общественной экспертизы такого рода производств. Об этом же на всех проводимых акциях протеста заявляли представители движения “Красноярск против!”. Но первая сессия краевых парламентариев пройдёт только на следующей неделе, поэтому говорить о том, какие шаги готовы предпринять депутаты для решения проблемы, ещё рано. Некоторые из народных избранников до сих пор не вошли в курс дел, не выработали чёткую позицию по данному вопросу. В то же время никто не распускал рабочую группу, организованную при Законодательном собрании края. Её участники продолжают контактировать с руководством предприятия и детально анализируют плюсы и минусы проекта ЕЗФ. Так что общественные слушания по строительству завода ферросплавов, намеченные на февраль, состоятся, несмотря на расторжение губернатором соглашения с ЧЕК-СУ.
— Я по профессии экономист, и поэтому судить о вредности завода без квалифицированной информации, как это делает большинство горожан, не берусь, — рассказал Михаил Васильев, экс-депутат Законодательного собрания края, возглавлявший рабочую группу по строительству завода ферросплавов. — Мы для этого и создавали рабочую группу, чтобы специалисты и эксперты, обладающие необходимыми знаниями в промышленном производстве, дали свою резолюцию на проект и помогли выработать правильную общественную оценку. Полагаю, что общественное обсуждение должно пройти в любом случае.
Если в ходе общественных слушаний будет решено, что заводу не место под Красноярском, а депутаты ЗС примут необходимый закон, будет поставлен серьёзный заслон на пути строительства нового предприятия в нашем регионе…
Но есть и другой путь развития событий, который на данный момент является единственным реальным вариантом строительства производственных площадей завода ферросплавов на территории Красноярского края. Нужно решить вопрос о возведении предприятия на большом удалении от крупных городов и поселков. Тогда, вполне вероятно, противников завода будет намного меньше, а такие плюсы, как дополнительные рабочие места и налоги в бюджет, станут уже достаточным аргументом для жителей, искренне переживающих за судьбу миллионного города.