Новости
В погоне за наличными
Когда кредитная накачка сходит на нет
Текущий год должен стать переломным в мировой экономике. По мнению экспертов, кризис, начавшийся в 2008-м, только набирает обороты. 2012-й расставит точки над i. В России же перелом произойдёт чуть позже - в 2013 году.
По словам известного российского специалиста по финансовым катаклизмам Михаила Хазина (именно он предсказал мировой экономический кризис и обосновал его), мир уже не в состоянии играть по старым правилам. Новые же механизмы роста экономики, пока никто не предложил.
- Предпосылки для кризиса 2008 года появились ещё тридцать лет назад, - говорит Михаил Леонидович. - К 70-м годам прошлого века мир - и западная система разделения труда, и советская - столкнулся с тем, что расширять рынки сбыта больше не представляется возможным. Это в XVIII веке проблема решалась просто: открыли новую колонию, вывезли из неё полезные ископаемые, дешёвую рабочую силу. К середине XX столетия все сферы влияния были поделены. Советский Союз не нашёл выхода из сложившейся ситуации, и это привело к развалу страны. Соединённые Штаты смогли отсрочить крах. Что сделали американцы? Они начали стимулировать потребительский спрос путём кредитной накачки. Всё гениальное просто: раз у людей нет денег на покупку новых товаров, им надо их дать. Сначала банки выдавали кредиты под гарантии доходов, потом, когда объёмы кредитования стали нарастать, придумали механизм залога.
Вся экономика жила за счёт денежной накачки покупателей. Производители знали, что сколько бы товара они не произвели, он будет реализован. Сегодня так называемый кредитный долг достиг критической массы.
- Людям и бизнесу больше не дают денег, механизм, поддерживающий всю мировую экономику, изжил себя, - уверен Михаил Хазин. - Если в начале 1960-х годов долг среднестатистического американского домохозяйства составлял 60-65 процентов от годового дохода, то сегодня он составляет 130. В Греции на момент кризиса госдолг достиг 120 процентов от внутреннего валового продукта. Аналогичная ситуация в Италии. Пожалуй, на сегодняшний день только две страны находятся не в отрицательной зоне - это Китай и Германия. Но насколько их хватит, неизвестно. Поднебесная набита многочисленными финансовыми пузырями, Германию могут заставить расплачиваться за весь Европейский союз.
Почему раньше о Греции с её долгами никто не вспоминал? Потому что она регулярно рефинансировала свой долг. В 2008-м грекам кредиты давать перестали, и страна погрузилась в жёсткий кризис.
По мнению ведущего аналитика проекта Neoconomica Сергея Думченко, интересные процессы происходят на рынке недвижимости и финансов. Большинство кредитов сегодня берутся под залог. Человек приходит в банк и говорит: у меня есть дом, дайте мне под него кредит.
- Залоги стали ключевым элементом экономики, - отмечает Сергей Владимирович. - Более того, бизнес быстро смекнул, что самый оптимальный и беспроигрышный способ получения прибыли не производство и продажа чего-то, а создание новых залогов. Таких примеров множество в крупных российских городах. Взять ту же Москву. Там стоят целые кварталы с пустующими домами и офисами. Их строили не для того, чтобы получать деньги от аренды, продажи, эти здания возводились с единственной целью - чтобы под них взять дополнительные кредиты. Далее начиналась цепная реакция. Так как капитал на рынок строительства и недвижимости, то цены на них стремительно росли. Эта схема называется финансовым пузырём.
И, как убеждены эксперты, мир сегодня является заложником этой схемы. «Так как рефинансировать долги больше невозможно, - продолжает Михаил Хазин. - Это означает, что какими бы ни были темпы кризиса, темпы спада в тех отраслях, где тридцать лет цены росли быстрее всего, будут выше, чем по экономике в целом. То есть недвижимость будет падать в цене. Причём речь идёт не о спаде интереса к недвижимости, а спаде недвижимости как финансового инструмента. И падение будет продолжаться до того момента, пока не определится реальный баланс спроса и предложения. Сейчас формально цены на недвижимое имущество не падают, но попробуйте выставить на продажу трёхкомнатную квартиру в Москве. В течение трёх-четырёх месяцев вы не получите ни одного звонка от покупателей. Если квартиру необходимо продать быстро, то приходится снизить цену на неё на 20, 30, иногда и на 50 процентов».
- Сегодня кардинально меняется модель рынка, - констатирует Михаил Леонидович. - Люди перестают сберегать. Зачем откладывать деньги, если цена дома, в котором ты живёшь, из года в год растёт. У человека складывается ощущение, что он становится богаче. В Москве все бабушки, у которых остались квартиры, полученные в советское время, миллионерши. Но наличие квартиры не означает наличие денег. Довольствуясь мнимым богатством, люди перестают сберегать, а начинают тратить имеющееся. Вдруг цены начинают падать, сбережений нет. С работы уволили. Банк говорит, не можете выплачивать кредиты, мы забираем ваш дом и выставляем его на торги. В итоге люди, оставшиеся без жилья, начинают искать аренду. Возникает парадокс. Стоимость жилья падает, а стоимость аренды растёт. В Америке полным ходом идёт переформатирование рынка. Я думаю, что аналогичная ситуация ожидает в скором будущем и Россию.
Как отмечают эксперты, стабильность ситуации в нашей стране во многом обусловлена нефтяными поступлениями. В этом плане для России основной риск может представлять перераспределение нефтяных доходов. «В связи с этим возможны несколько сценариев развития, - прогнозирует Михаил Хазин. - В случае если цены на нефть в ближайшие годы упадут, население страны резко обеднеет. Плюс к этому возникнет давление на российских производителей со стороны иностранных конкурентов. Если же цены на нефть, напротив, вырастут, есть опасность снижения доходов населения. Дело в том, что цены на критически важный импорт растут ещё быстрее, чем цены на нефть. Поэтому деньги от её продажи будут уходить из страны. Это тоже означает падение жизненного уровня населения».
Что делать с развернувшимся в мире кризисом, пока никому неясно. Европейские политики предлагают своим согражданам затягивать пояса. Кроме того, Евроцентробанк напечатал в декабре прошлого года не менее 700 миллиардов в долларовом эквиваленте. И эти деньги должны компенсировать падающий спрос и предотвратить дефляционный обвал финансовой системы.
Соединённые Штаты выбрали другой метод борьбы с кризисом. Американские власти начали поддерживать частный спрос среди наиболее бедных слоев населения за счёт роста дефицита бюджета. Это вызвало в прошедшем году острый политический скандал, однако тем не менее дополнительный триллион долларов дефицита пошёл на социальные выплаты, что позволило увеличить реально располагаемые доходы американских домохозяйств примерно на десять процентов.Ну а России в этой ситуации нужно искать свой путь. Впрочем, уже давно просчитано, что главный выход для нашей страны - в развитии перерабатывающего сектора, а также освоении новых технологий как в промышленности, так и в инфраструктурном секторе. Потому что старые механизмы роста экономики уже не действуют.