Новости

Трасса без соли что пиво без рыбы

Трасса без соли что пиво без рыбы

Вячеслав ИЛЮЩЕНКОВ, президент Красноярской краевой федерации экстремальных видов спорта, недавно вернулся из олимпийского Сочи. Там, на склонах гор, проходили соревнования этапа Кубка Европы по сноуборд-кроссу, а Илющенков был начальником трассы. Готовил её к соревнованиям, руководил работами по поддержанию в рабочем состоянии во время стартов. Вячеслав Витальевич - разносторонний спортсмен в прошлом, занимался и спортивными играми, и горными лыжами. Смеётся, когда спрашиваешь его о славном спортивном прошлом: «На Каштаке всегда было сложно с обслуживанием горы, вот и привык махать лопатой с детства. И не зря именно на Каштаке могул зародился и стал развиваться». Поясним, что трасса могула - сплошные холмики да трамплины. Ровного участка не найти.

- Вячеслав Витальевич, что входило в Ваши обязанности, Вы и архитектором трассы были, проектировали её?

- Проектирование, земляные работы по профилированию трассы и другие необходимые работы проводились другими специалистами, включая экспертов Международной федерацией лыжного спорта (FIS).

- Гладко было на бумаге, а после стартов Кубка Европы и Кубка России, которые Вы обслуживали, какие-либо замечания к архитекторам трассы появились?

- Небольшие замечания есть, и касаются они деталей. Таких, как расположение снежных пушек, ширина коридора трассы, для обеспечения безопасность спортсменов. Что особенно важно в свете последних трагических событий на трассах Кубка мира по борд-кроссу в Канаде и этапах Кубка мира нынешнего сезона по горнолыжному спорту. Летом трасса будет подправлена.

- Приглашение специалистов из провинции для подготовки олимпийских трасс в России - редкий случай, или я ошибаюсь?

- Красноярск в зимних видах вообще везде прорывается в первые ряды. Да и старший тренер сборной России по борд-кроссу Артур Злобин - красноярец. Хтя обычно он дома редко бывает. Мотается по свету с командой. Работает Артур успешно, в команде появились призёры соревнований Кубка мира, а красноярец Андрей Болдыков на соревнованиях этапа Кубка мира в Швейцарии в январе стал первым российским победителем.

- Марку держим?

- Стараемся. У нас же зимние виды в городе и крае хорошо развиваются. Многие из них поначалу не входили в олимпийскую программу, как тот же флоуп-стайл.

- Что это?

- На лыжах или сноубрде спортсмен спускается по склону через систему трамплинов и перил к финишу. В Сочи флоуп-стайл будет уже в программе Игр. Борд-кросс и флоуп у нас в городе получили развитие на любительском уровне давно, и это очень красноярцам помогло оказаться в стране в числе лидеров и конкурировать.

- А среди претендентов на должность начальника трассы конкуренция была?

- Летом нас - несколько специалистов по трассам - собрали в Сочи. Видимо, то, что в Бобровом логу проводится много российских соревнований, и то, что мы в организационном плане имеем хороший опыт, сказалось на том, что выбор пал на меня. Мы же не чистые технари, а практики, поэтому большую роль играет не просто спортивный опыт, организационный, но и опыт работы с людьми. «Зачётка» сыграла за меня. На этапе Кубка Европы в моём подчинении было 120 человек. 48 человек - штатных помощников, но пришлось привлекать ещё 70 ребят из МЧС, которых мы поставили не под ружьё - под лопату, для того чтобы разгребать с трассы снег. Снегопады в Сочи очень сильные. И, естественно, надо было уметь эффективно организовать работу. Помог опыт организации крупных российских соревнований, фестивалей по самым разным видам экстрима.

- Сильные снегопады в горах близ Сочи - это сколько будет в сантиметрах?

- Бывало и по метру снега. Три недели трассу выглаживали, «шейпили», лепили: всего порядка 30 фигур наплывов, уклонов, трамплинов. Но в пять утра начинается снег, а в девять надо открывать просмотр трассы. Работали при прожекторах снежных пушек. И самому помахать лопатой тоже приходилось, не только командовать. Профилировали трассу, переставляли сети-ловушки для спортсменов по ходу трассы. Иногда в два-три ряда переставляли. А длина дистанции 1 200 м, можете себе представить объёмы работ?! А трассу ещё и надо раскрасить - голубым от старта и красным на финишном отрезке.

- Картина маслом?

- Да нет, специальные краски на водной основе. Чтобы экологические нормы соблюсти, а также для того, чтобы покрашенный снег не подлипал к «доске». Покраска производится для того, чтобы спортсмену хорошо был виден рельеф спуска.

- А маляры-то кто?

- Хорошие горнолыжники. Два баллона с краской, как аквалангисты на себя за спину, распылитель в руки - и вниз. Пролетают трассу, как в фильмах о китайском монастыре Шао-Линь, на скорости порядка 50 километров в час. И в этой шестёрке отважных - одна девушка. Красила очень ровно, аккуратно. Чисто по-женски. Но разрисовать трассу мало - надо её ещё и посолить. Используем морскую соль крупного помола. Делается это для того, чтобы, когда снег тает, а в Сочи температура держится около нуля или даже уходит в плюс, соль забирала влагу и снег оставался твёрдым. Привозят несколько вариантов соли, мы её тестируем. Есть составы специальной химии, которая может «держать» трассу до девяти часов. Время действия соли, которой пользовались мы, - три часа.

- В Вашей команде ещё красноярцы были?

- На государственном уровне была поставлена задача подготовки в России судей и организаторов международного уровня или близкого к нему. Для стартов по фристайлу и сноуборду необходимо порядка 400 судей, поэтому в судейском корпусе представлены все регионы, где развиваются или должны будут развиваться зимние дисциплины. Расчёт на то, чтобы по стране появились точки роста зимних видов спорта. Красноярцев под моим началом было 28 человек. Кроме них представлены в нашей команде Новосибирск, Челябинск, Кемеровская область, Москва, Абакан.

- Подготовка к соревнованиям, их обеспечение и проведение требуют принятия самых разных и срочных решений. Всё проходило гладко?

- Определяющим является цель. Если она поставлена, люди работают на её достижение. От FIS в Сочи работал крупнейший специалист из Швеции Дэвид Ни. После осмотра трассы он просто звонил по телефону и говорил, например, о том, что в целях безопасности надо убрать две снежные пушки. Не требовалось никаких бумаг, согласований со сметой, чертежей, расчётов, доказывающих необходимость исполнять его требование - того бреда, что существует у нас. Прилетал вертолёт, и пушки убирал. У меня тоже никаких проблем не было, скажем, с тем, чтобы поставить своих людей на горные лыжи. Звоню, им выдают всю экипировку, и мы работаем дальше. Иностранцы, когда заговариваешь с ними о бумажно-бюрократических проблемах, нас просто не понимают. Специалист по контракту, допустим, приезжает, говорит, что ему нужны три горных ратрака, перечисляет инструменты, дополнительное оборудование, делает заявку на 15 человек рабочих. Если этого нет - он забирает гонорар и уезжает. Остальное - наши, а не его проблемы: сами виноваты, если кто-то что-то не подписал, не согласовал и т. п.

- Специалисты разных стран - это сплочённый цех, братство или конкуренция даёт о себе знать?

- Конфликтов интересов в плане строительства, организации соревнований нет. Все работают очень профессионально и открыты в общении. Ну а когда начинаются соревнования, хозяева имеют некоторые преимущества. При тестировании трассы мы пустили россиян её опробовать в числе райдеров, демонстрировавших её прохождение. Приезжают другие команды и тоже просятся на тест. Я их не пускаю - шум до неба. Но это общепринятая практика, наших нигде в мире тоже в таких ситуациях не пускают. Для опробования склона, но неразмеченной трассы выделяется специальный день в программе.

- В чём особенности сочинских трасс?

- В климате. Большая влажность, много солнца и частые снегопады. Например, если трасса мягкая, прошёл или падает снег, то преимущество имеют спортсмены, у которых доска лучше скользит. Можно на сложном участке отлично отработать на кантах «доски», но на простом участке, если у тебя не «катит», растеряешь своё преимущество. Как это случилось в Сочи у Андрея Болдыкова.

- Красноярск, быть может, примет Всемирные зимние студенческие игры. Наши трассы соответствуют международному уровню?

- Вполне. Мы в Бобровом логу в декабре прошлого года уже проводили старты календаря FIS. Провели достойно. Уже сейчас мы имеем три десятка судей, которые побывали на судействе Кубка Европы, а к началу Универсиады и они станут опытнее, и новые специалисты появятся.

- И английским будут хорошо владеть?

- Может быть. Мне спортивный английский дался достаточно быстро. Дэвид Ни говорит по-английски, как на родном, мне до него далеко ещё, но вкатился быстро: понимаю всё, что требуется. Надо ведь по должности участвовать в переговорах с представителями FIS, мониторить по эфиру разговоры во время соревнований по служебным каналам, которые ведутся только по-английски. Если слышишь о каких-то проблемах на трассе, следует тут же действовать. Даже переводчиком поработал. Сидел в кабине ратрака с сочинским «трактористом-механизатором», который знал только русский и абхазский - переводил ему речи его американского коллеги. Кстати, американец - просто бог сноуборда. Когда он «лепил» сноу-пайп - это снежная труба без верхней половины, - то он за день мог сделать так много, что нашим ребятам и за неделю не управиться. Американец оказался не только профи высшего порядка: всё знает, понимает, со снегом умеет работать, как скульптор, но и классным парнем сам по себе. Красноярец Андрей Вильц и его коллега из Миаса многому у него научились, как и у бригадира ратракчиков из Новой Зеландии, где близкие к Сочи погодные условия. Вообще приглашённые в Сочи иностранцы, с кем мне удавалось пересекаться, работали очень хорошо и очень бережно относились к технике и людям. Но чужую работу не делали. Таков их менталитет.

- А начальника трассы Илющенкова?

- Лучше расскажу, из чего складывался пой день. До полуночи работаешь на трассе, в семь утра - подъём. Это обычный режим. На соревнованиях вставали в пять. Вышел на гору, посмотрел: снег валит. Пошёл будить ратракчиков и МЧСников. Брали лопаты и - наверх. За месяц около 10 кг веса сбросил, хотя ел всё, что хотел и столько, сколько входило. Около двадцати спусков за день соревнований по трассе: надо смотреть, что подправить, что исправить. Ну и лопатой, конечно, помахать приходилось вместе с шейперами на лепке трассы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА