Новости

Без уроков и оценок

Без уроков и оценок

Новые стандарты образования нацелены на результат

На сцене школьного актового зала настоящая драма - злая мачеха гонит покорную падчерицу посреди зимы в лес за подснежниками. В зале за судьбу девочки переживают одноклассники юных актёров. Но, к радости зрителей, история заканчивается хорошо, а после спектакля коллектив артистов даёт пресс-коференцию педагогам. Отвечая на вопросы, дети показывают знание текста, понимание авторского замысла, демонстрируют, насколько хорошо они ориентируются в уже пройденном материале.

Вот так, нестандартно, в красноярском лицее № 9 проходит аттестация по литературе. Все ребята, задействованные в спектакле, - обычные пятиклассники. Сказка «Двенадцать месяцев», поставленная собственными силами детей под руководством педагога, - это творческий отчёт о проделанной за четверть работе.

В лицее № 9, как и во всех школах города, уже внедрён новый федеральный государственный образовательный стандарт в 1-4-х классах. Кроме того, учреждение входит в число шестнадцати пилотных школ Красноярска, участвующих в апробации внедрения стандартов в классах среднего звена.

Недавно лицей посетила Нина Жилинская, руководитель главного управления образования администрации города. Дети и педагоги рассказали о том, что изменилось в школьной жизни и продемонстрировали первые результаты новой работы.

Теперь выпускник начальной школы должен не просто знать тот или иной предмет, но и уметь применять полученную информацию, соотносить то, чему он научился, с окружающим его миром. То есть каждый предмет - это не набор знаний и сведений, а материал, на котором ребёнок формирует свои способности, учится действовать и общаться. Но пугаться нового родителям не стоит, дети по-прежнему будут изучать математику, литературу, русский язык, окружающий мир. Кроме того, ученики 1-4-х классов станут проводить в школе больше времени. После обязательных уроков ребёнок должен отправиться не домой, а на кружок или дополнительные занятия по выбору.

В лицее и в начальных, и в 5-6-х классах теперь апробируется нелинейное расписание. Оно включает учебную и внеучебную деятельность, поездки на экскурсии, в библиотеки, музеи, театры, стадионы, в бассейн. Таким образом, происходит сращивание основного и дополнительного образования.

Школа сама разрабатывает образовательную программу и указывает на её основании результаты, которые она хочет получить от детей после прохождения учебного курса. У ребят появляется больше самостоятельности, возможностей для выбора. Но вместе с тем дети учатся и нести за это ответственность. Принципиальная особенность новых стандартов для всех ступеней - ориентация обучения не на процесс, а на результат.

В лицее № 9 педагоги предлагают детям разные формы организации учебного процесса по отдельным предметам. На основе индивидуального выбора учениками образовательных программ разрабатывается нелинейное расписание. То есть класс как единица существует номинально, ребята обучаются в группах сменного состава. Их ещё называют мобильными группами. Материал курсов по предметам и достигаемые образовательные результаты одинаковы, а вот формы организации разные: наряду с традиционным уроком это могут быть мастерские, лаборатории, международные проекты, журнал, виртуальная газета, квест.

Так, пятиклассники, поставившие на сцене сказку, предпочли изучать литературу с помощью школьного театра. На итоговую аттестацию они представили два спектакля, в которых задействована вся мобильная группа - тридцать два человека.

- Изучение литературы через спектакль помогает ребёнку прожить произведение, понять его, - говорит Светлана Бантыш, заместитель директора лицея № 9, учитель русского языка и литературы. - Дети пробуют себя в новых ролях, приобретают опыт. И так возникает интерес к литературе в целом.

Весь образовательный процесс сопровождается специалистами психолого-медико-социальной службы. Они определяют, насколько каждому конкретному ребёнку подходит та или иная форма обучения, помогают педагогам-предметникам выстроить индивидуальные программы для детей.

Экспериментальная работа, безусловно, добавляет учителям новых забот. Вопросов немало, в том числе и у родителей. Например, какую выбрать форму изучения предмета, как проверять успеваемость ребёнка, если в течение четверти не ставят традиционных оценок? Но лицей № 9 работает в инновационном режиме уже много лет. Проектирование новой образовательной программы, соответствующей федеральным стандартом, началось ещё в 2009 году, когда стандарты начальной школы только готовились к утверждению. И сейчас, когда другие школы начинают работать в таком режиме, лицей № 9 уже накопил собственный опыт.

Нина ЖИЛИНСКАЯ, руководитель главного управления образования администрации города:

- Мы довольны тем, как в Красноярске прошёл эксперимент по введению стандартов для начальной школы. Сейчас в лицее № 9 идёт эксперимент, в котором участвуют уже ученики среднего звена.

Новые стандарты второго поколения - своеобразный мостик в будущее. Для нас очень важно, что сегодня в каждой школе города для учеников первых классов создана особая среда. Все образовательные учреждения получили новое оборудование, мы понимаем: чтобы ребёнок освоил информационные технологии, он должен работать с ними с первого класса.

Нюанс:

Образовательные стандарты учитывают особенности возраста. Подростки любят размышлять, дискутировать, экспериментировать. Всё происходящее в школе они соотносят со своей собственной жизнью. Кроме того, ребёнку необходимо предоставить место, где он может высказать своё мнение. Всё это теперь должна давать школа.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА