Новости

Вкусная, как питание

Вкусная, как питание

Физкультура - единственный в школьном расписании предмет, который в учебное время создаёт альтернативу малоподвижному образу жизни детей. Казалось бы, уже только в силу этого значение и статус дисциплины должны быть очень высокими. Не говоря уже о провозглашённом в обществе курсе на здоровый образ жизни. Однако с физкультурой в школе не всё так просто...

Как привить детям интерес к занятиям спортом?

«Человек стал бегать только из-за опасности. Зачем бежать насильно? Чтобы держать себя в форме? Чувствовать себя Форесом Гампом? Предаваться древности? Не знаю. Физ-ра - это вещь относительная», - написала на одном из форумов, где школьники обсуждают, почему они не любят уроки физкультуры, десятиклассница Анна.

Когда третий час дисциплины ещё только собирались вводить в школьную программу, многие специалисты в этой области заговорили о том, что необходимо пересмотреть организацию и содержание этих уроков. Они должны стать интересными, современными и инновационными. Без этого не увлечь ребят и не заинтересовать родителей, чтобы их дети присутствовали на физкультуре. Ребята сами должны приходить на занятия с удовольствием и желанием. Поэтому задача педагогов - сделать уроки вкусными, сродни питанию. В противном случае можно миллион раз повторять детям о полезности физических упражнений, однако эта полезность рискует оказаться в мусорном ведре.

Как поставленная задача решается в Красноярске, специалисты и авторитетные эксперты в этой области смогли оценить на городском открытом мастер-классеметодических разработок «Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: теория, методика, практика». Организатором мероприятия выступил Красноярский информационно-методический центр главного управления образования администрации города.

В рамках мастер-класса учителя физической культуры представили экспертам свои разработки и рассказали, какими методами они пользуются на практике, чтобы сделать свои уроки увлекательными, а самое главное - полезными для растущего организма ребёнка.

Татьяна Лампетова, преподаватель лицея № 2 применяет в своей работе метод проблемного обучения. Такая организация учебных занятий предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение способствует развитию у детей способности к самообучению, самообразованию. К примеру, во время игры в пионербол, можно задать вопрос: как должны стоять игроки на площадке во время приёма подачи, во время броска мяча через сетку соперника, каким способом лучше выполнять бросок мяча через сетку, что можно и чего нельзя делать во время игры по правилам и так далее. Ребят при этом можно разделить на группы, а можно выслушивать мнение каждого, подводя детей к правильному решению.

- Уроки в такой форме им очень нравятся, и они с удовольствием включаются в процесс, - делится Татьяна Дмитриевна. - Часто ученики не могут высказать свои мысли вслух, стесняются, боятся ошибиться, боятся оценки своих товарищей и учителя. Я хочу, чтобы дети сами понимали, зачем и как им нужно делать то или иное действие. Учились думать и отстаивать свою точку зрения в споре. А в нём, как говорится, рождается истина.

Валерий Романов, учитель физической культуры, тренер-преподаватель дополнительного образования физкультурно-спортивного клуба «Темп» школы № 14 ратует за народные игры, в частности, за лапту. По мнению Валерия Семёновича, это очень полезная и увлекательная игра, не требующая особых дорогостоящих принадлежностей, специально оборудованных площадок. Её основу составляют естественные движения. Игра в лапту способствует физическому развитию, воспитывает в игроке чувство взаимовыручки, коллективизма, формирует бойцовские качества.

- Русская лапта является действенным средством физического воспитания детей школьного возраста, так как представляет широкую возможность разностороннего воздействия на ребятишек, - подчёркивает Валерий Романов. - Этой игре свойственна высокая эмоциональная окраска и большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культурой.

Сергей Каменцев, учитель физической культуры школы № 150 заострил внимание на воспитании двигательной культуры учащихся. Поскольку в современном обществе требования к физическим и психическим качествам человека значительно возросли, то формирование двигательных навыков сегодня можно ставить в один ряд с философско-мировоззренческой подготовкой, гражданским, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием. Для достижения поставленной цели на своих уроках Сергей Каменцев обращается к хореографии.

Константин Бобров, преподаватель физической культуры школы № 6, на своих уроках применяет разработанные лично им комплексы упражнений, включающие игровые единоборства. Это, по наблюдениям педагога, благоприятно и эффективно влияет на уровень физической подготовленности детей, на их здоровье. Также отмечено снижение количества пропусков занятий, сократилось количество травм, увеличился интерес к урокам.

В работе открытого мастер-класса приняла участие московский гость - кандидат педагогических наук, главный редактор общероссийского методического журнала «Спорт в школе» Ольга Леонтьева. Она специально приехала в Красноярск, чтобы воочию увидеть и оценить опыт наших учителей физической культуры.

- Это была серия интересных и разнообразных как по теме, так и по форме проведения мастер-классов, - отметила Ольга Милославовна. - Жаль, что было мало зрителей: и во время их проведения, и на обсуждении. Уверена, что участие в такой работе было бы интересно и полезно не только для учителей физической культуры, но и для директоров школ, заместителей по учебно-воспитательной работе.

По словам идейного вдохновителя открытого мастер-класса, кандидата педагогических наук, профессора РАЕ Тиграна Арутюняна, активно приняли участие в мастер-классе учителя Советского и Центрального районов. Представленные ими мастер-классы опирались на нестандартные методики, которые способствуют повышению уровня физической подготовленности и здоровья детей. А также способны снизить интенсификацию процесса обучения и проявления негативных тенденций в развитии и поведении учащихся.

- Наполнение содержания сказочными и другими сюжетами, за счёт азарта и интереса к приключениям поддерживали высокий эмоциональный настрой учащихся, - отмечает Тигран Гарриевич. - На мой взгляд, такие занятия повысят интерес к двигательной деятельности на занятиях и во внеурочное время. В представленных мастер-классах внимание уделено специальным упражнениям для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия. А имеющиеся приспособления позволяли это делать в виде весёлого соревнования (пройти дорожку, перепрыгнуть «огненную» речку, пронести на голове книжку, корзинку «с пирогами» для Красной Шапочки и так далее), существенно повысившего практическую значимость мероприятия.

На современном этапе модернизации российского образования, с одной стороны, и снижения двигательной активности детей - с другой, данное мероприятие является очень актуальным и востребованным. Вне всякого сомнения, многие из представленных материалов будут отражены во всероссийском методическом журнале «Спорт в школе». Это позволяет заявить, что муниципальная система образования Красноярска является одним из лидеров российского образования.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА