Новости

Добрым нужно быть, когда плохо

Добрым нужно быть, когда плохо

Талантливые музыканты подрабатывают частным извозом

_Получить в подчинение симфонический оркестр, статусный коллектив и ко всему прочему визитную карточку Хабаровского края в двадцать пять лет - это нонсенс. Тем не менее музыканты Дальневосточного симфонического оркестра и хабаровские чиновники от культуры среди прочих претендентов выбрали именно Илью Дербилова, выпускника Санкт-Петербургской консерватории. Илья вот уже пять лет является главным дирижёром и художественным руководителем дальневосточного коллектива. _

- Легко ли Вам далось решение уехать из Санкт-Петербурга на Дальний Восток? Долго ли адаптировались?

  • Поначалу было непривычно. В Хабаровске по сравнению с центром, с Санкт-Петербургом, Москвой, время как бы немного замедлило ход, люди живут в чём-то понятиями ещё советских времён, уклад там фундаментальный. Но это вынужденная мера, так как эта часть территории России настолько удалена от остальной части страны, что её необходимо искусственно удерживать. Когда летишь из Санкт-Петербурга в Хабаровск семь часов, то большую часть пути под тобой ночью чёрное пространство - громадная страна, которая практически никем не заселена. И рядом Китай, которому не хватает пространства, земли. Пока ты не живёшь на Дальнем Востоке, это трудно представить, что вот Россия, река Амур, а за ней уже другое государство и его жители, которые, как только наши позиции ослабнут, по команде в любую минуту готовы перейти границу. Но за пять лет я понял: это реальность.

Что касается культурной жизни, то она не стоит на месте - туда, как и всюду, регулярно приезжают звёзды. У нас были и Хворостовский, и Башмет, И Мацуев, и Коган… Не могу сказать, что у нас серьёзный качественный провал в этом плане.

- А среди приоритетов жителей Дальнего Востока присутствует искусство, в частности академическая музыка?

  • С этим сложнее. Конечно, люди все разные, но среди приоритетов у хабаровчан на первом месте, наверное, материальные желания, стремление заработать побольше. Для жителей Дальнего Востока важно, какая у тебя квартира, дача, машина. Когда жил в Петербурге, я и мои друзья-знакомые не очень задумывались об этом, жили себе и жили.

За рекой Амур другое государство, и его жители, как только наши позиции ослабнут, по команде в любую минуту готовы перейти границу.

- А люди вообще приходят на концерты?

  • Да, приходят. Залы полные. Симфонический оркестр, наверное, главный культурный очаг. Конечно, в Хабаровске есть музыкальный театр, Дальневосточный художественный музей, но любители высокого искусства ходят именно на наши концерты. У нас довольно плотный график, мы даём концерты практически каждую неделю, и залы у нас полные.

- А власти вам помогают, ведь наверняка проблем масса?

  • Помогают, но не в той мере, как хотелось. Власть должна понимать, что классическая музыка очень важна для формирования культурной прослойки, статуса города. В этом плане Красноярскому симфоническому повезло больше: есть грант губернатора, какие-то премии для оркестрантов, что немаловажно при существующем уровне зарплат в сфере культуре. Мне бы хотелось, чтобы музыканты были полностью сосредоточены на работе в оркестре, а не думали, как заработать на жизнь. Сегодня в нашем оркестре молодой музыкант получает 4-5 тысяч рублей, а оркестрант со стажем - 20-25. По дальневосточным меркам это очень мало. Вот и вынуждены артисты оркестра подрабатывать на стороне - кто-то в музыкальном театре, кто-то в ресторане официантом. Некоторые ребята таксуют по ночам. Причём эти люди очень талантливы и занимают крепкие позиции в оркестре.

- Вы постоянно живёте в Хабаровске или бываете наездами для репетиций и концертов?

  • Постоянно. Дело в том, что музыкальным коллективом отдалённого региона руководить на расстоянии невозможно. Хабаровск находится слишком далеко от музыкальных центров и ведущих вузов, а это значит, что профессиональный уровень артистов не столь высок, чтобы оркестр мог справиться самостоятельно. Требуется постоянный присмотр и присутствие музыкального руководителя. Как только дирижёр надолго покидает коллектив, уровень оркестра начинает падать. Я это понимаю и считаю, что покидать его надолго не имею право. Хотя, конечно, очень тяжело жить вдалеке от родных, друзей, учителей. Но помогают социальные сети, благодаря им общаюсь с близкими людьми. Также в Хабаровске у меня появились друзья.

- Говорят, что дирижёр - это профессия второй половины жизни. Так как прежде, чем встать за пульт, нужно набраться музыкального и жизненного опыта, заслужить право диктовать свою профессиональную точку зрению другим. Вы для дирижёра очень молоды, как Вам удаётся руководить оркестром, где есть музыканты намного старше Вас?

  • Мне очень нравится это утверждение про дирижёрскую профессию. Это правда. Тем не менее коллектив меня выбрал. Не всё, признаюсь, было гладко в начале нашего совместного пути, но большая часть оркестра меня поддерживала и поддерживает. Хотя, конечно, фразы вроде «а Тиц здесь играл так» имели место. Конечно, мне с точки зрения деликатности бывает сложно разговаривать с людьми, учить их чему-то, делать замечания, что-то требовать. Ведь некоторые музыканты старше меня в два раза. Нашему инспектору оркестра, например, исполнилось семьдесят пять лет. У меня 11 сентября был юбилей - тридцать, а у него в этот же день - другая дата - пятьдесят лет работы в оркестре. Представьте себе: за двадцать лет до того, как я родился, он пришёл на работу в этот коллектив!

На мой взгляд, если подчинённые не выполняют распоряжения руководители, то стоит задуматься, уместен ли этот человек на этом посту. Когда музыканты видят, что требования, которые предъявляешь, объективны, то тогда больших проблем не возникает. Нужно быть психологом, очень гибким в разных ситуациях. Мне очень нравится следующая история. Когда после победы на чемпионате нашей хоккейной сборной к тренеру Тарасову пришли на тренировку журналисты, то увидели, что спортсмены бегают по полю в свинцовых поясах, а тренер кричит на них и ругает. И журналисты спросили Тарасова: мол, что за зверства, ведь его хоккеисты золотую медаль буквально вчера завоевали, можно как-то и гуманнее обращаться с чемпионами. На что тот ответил: «Добрым надо быть, когда в команде плохо». Поэтому если в оркестре что-то не ладится, то лучше вести себя помягче, не нагнетать атмосферу. Когда же всё хорошо, то необходимо держать дисциплину, чтобы музыканты не расслабились и не потеряли завоеванный профессиональный рубеж. Не могу сказать, что я диктатор, но бывает необходимость сказать что-то жёсткое.

- А молодых много в оркестре, ведь сегодня существует серьёзная проблема с новыми кадрами в музыкальных коллективах?

  • Довольно много. И я этому очень рад, потому что благодаря присутствию всех поколений в оркестре сохраняется преемственность.

- Когда Вы пришли в оркестр, с Вами проводили беседу, что необходимо сохранять многолетние традиции коллектива?

  • Не говорили, но я об этом сам знаю. Считаю, что необходимо максимально сохранить всё самое хорошее, чтобы было наработано до меня. Метод революций, вторжения - это неправильно. Некоторые дирижёры приходят и говорят музыкантам: забудем всё, что было, начинаем с чистого листа. Но я не имею на это права, так как не набрал того опыта и не достиг уровня профессионализма, который был у предыдущего руководителя. И потом всё лучшее нужно сберечь. Хочу сказать, что после моего прихода из оркестра не было уволено ни одного человека. Состав остался тот же.

- Есть у Вас идеал, как у дирижёра?

  • Хотя говорят, что не сотвори себе кумира, но я считаю эталоном дирижёрского мастерства Мравинского. Из ныне живущих дирижёров мне близок Марис Янсонс, выпускник нашей Санкт-Петербургской консерватории. Он возглавляет два лучших мира - оркестр Баварского радио и нидерландский Королевский оркестр Консертгебау.

Справка «Городских новостей»:

Илья Николаевич Дербилов родился в 1981 году в Киеве. В семь лет переехал в Санкт-Петербург. Окончил в 1999 году Хоровое училище им. Глинки при академической Капелле в Санкт-Петербурге, в 2004 году - факультет хорового дирижирования, а в 2008 году - факультет оперного симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА