Новости

Ремни пристегнуть!

Ремни пристегнуть!

Непристёгнутый ремень при взлёте или посадке самолета, а также невыключенный мобильный телефон на борту могут дорого обойтись недисциплинированным пассажирам. Штраф за несоблюдение правил поведения на борту авиасудна в ближайшем будущем может вырасти до 50 тысяч. Такие меры борьбы с горе пассажирами предлагают в Минтрансе. Чиновники уже разработали соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Правда, пока это лишь рабочие предложения, они ещё будут обсуждаться и корректироваться.

Между тем у разработчиков законопроекта уже есть последователи. Так, заместитель председателя Госдумы по транспорту Виталий Ефимов отмечает, актуальность документа очевидна. “Ведь те, кто не подчиняется правилам поведения на транспорте, — рассказывает парламентарий, — просто угрожают здоровью и жизни окружающих”. Кроме того, депутат подчёркивают, что карательные санкции предусматриваются не только для пассажиров, но и перевозчиков.

Стоит отметить, что и сегодня Кодекс об административных правонарушениях за неподчинение капитану самолёта, к примеру, невыполнение требования пристегнуть ремни, отключить мобильный телефон, карает строго. Нарушитель может схлопотать 15 суток. Сумма же штрафа невелика (от двух до пяти тысяч), а потому неудивительно, что перевозчики не особо активно пользуются этой мерой наказания. К тому же процедура привлечения пассажира к ответственности витиевата. Административные штрафы граждане платят по решению суда, что требует огромного количества времени и нервов, поэтому устраивать разбирательства из-за пяти тысяч будут немногие. В Интернете есть упоминания о случаях, когда от пассажиров требовали уплатить штраф в тысячу рублей за курение в туалете самолёта. Законность этих санкций сомнительна, ведь никто не выписывал никаких квитанций. Единичны и случаи снятия пассажиров с борта перед вылетом, например, за ненадлежащее поведение.

Так, за февраль на ботах авиакомпании “Россия” зафиксировано два случая неадекватного поведения пассажиров, которые были отстранены от дальнейшего полёта. “4 февраля три пассажира рейса Хургада — Санкт-Петербург, несмотря на запреты и предупреждения со стороны бортпроводников авиакомпании, распаковали пакеты с алкогольными напитками, приобретёнными в магазине беспошлинной торговли, — говорят в авиакомпании. — Находясь в состоянии алкогольного опьянения, пассажиры вели себя вызывающе и агрессивно.

В ответ на требования о прекращении нарушения правил оскорбляли экипаж и угрожали ему, применяли физическую силу. Командиром воздушного судна было приято решение вызвать сотрудников полиции аэропорта Хургада, после чего были оформлены необходимые документы, пассажиры переданы в руки местных правоохранительных органов. 5 февраля на рейсе Санкт-Петербург — Шарм-эль-Шейх пассажир в нетрезвом состоянии стал вести себя неадекватно, оскорбляя экипаж и окружающих пассажиров. Нарушитель требовал, чтобы к нему вышел командир воздушного судна, и совершил попытку проникновения в кабину пилотов, ударив ногой в дверь”.

Красноярцы хорошо помнят, как в мае 2010-го четверо наших земляков устроили пьяный дебош на борту самолёта. Сибиряки прославились на всю страну. Вся компания летела из Бангкока домой, в Красноярск. Неожиданно для пассажиров самолёт “пустили” через Саньи, чтобы забрать отдыхающих там туристов. Не выдержав томления в аэропорту китайской провинции, отдыхающие начали пить и допились до того, что их арестовали. Позже они были отпущены: инцидент произошёл на борту российского судна, поэтому у китайской стороны претензий не было. Вот только лететь домой горе-отпускникам пришлось за свой счёт и на самолёте другой аваикомпании.

Все эти случаи ярко свидетельствуют о том, что правила поведения надо ужесточать. Если штрафы будут увеличены, то, возможно, и прибегать к такой мере наказания перевозчики станут чаще. А следовательно, и пассажиры будут вести себя более дисциплинированно, зная о неизбежности наказания.

К слову, законодатели взялись не только за нарушителей в небе. Могут ужесточится и наказания за пренебрежение правилами поведения на железнодорожном транспорте. Так, например, сейчас штраф за курение в тамбуре составляет каких-то сто рублей. И понятно, что при таком незначительном наказании сотрудники железной дороги предпочитают с курильщиками просто не связываться. Теперь такие штрафы предлагается увеличить в десять раз. Сотрудники железной дороги с нетерпением ждут принятия поправок.

Сегодня существует полный запрет на курение в пригородных электропоездах. Электрички приравнены к общественным местам, поэтому дымить в них нельзя. Для поездов местных и дальних сообщений правила немного иные: курить там разрешено только в специально отведённых местах — тамбурах, где созданы определённые технические условия (системы очистки воздуха и т. д.) и есть соответствующий информационный указатель. Но это правило соблюдают далеко не все.

— Безусловно, вопрос о курении — острый, — поясняет Степан Алексеенко, специалист службы корпоративных коммуникаций Красноярской железной дороги. — И только своими силами железнодорожники справиться с данной проблемой пока не могут. Там, где это возможно, на железнодорожном транспорте установлен жёсткий контроль, но привлечь за курение в неположённом месте сотрудники железной дороги не вправе. Это задача правоохранительных органов. Суровая ответственность за нарушения правил проезда в поездах необходима. Мы со своей стороны боремся с проблемой как можем. Так, в прошлом году на красноярской магистрали успешно прошла акция “День борьбы с курением на железной дороге”, приуроченная к Всемирному дню отказа от курения. На привокзальной площади Красноярска пассажирам рассказывали о вредных последствиях пагубной привычки, о действующем на сети РЖД запрете на курение в электропоездах и предлагали выгодный обмен. За выброшенную пачку сигарет участник акции мог получить яблоко или апельсин. В итоге волонтёры обменяли на сигареты около 100 килограммов фруктов. На привокзальной площади образовалась табачная “свалка” внушительного размера. Но, согласитесь, такие акции действуют не на всех.

Позицию транспортников и чиновников поддерживают и простые горожане. Так, согласно данным социологического опроса, 69, 5 процента пассажиров считают, что для борьбы с курением в пригородных поездах необходимо повысить штрафы и наладить систему их сбора.

Между тем люди отмечают, что необходимо ужесточать санкции не только к нерадивым пассажирам, но и перевозчикам.

— Отдыхали в Таиланде, всё было прекрасно, — рассказывает Людмила. — Однако немного омрачил перелёт домой. Наш самолёт вдруг сел в Китае. В итоге дорога в Красноярск заняла не пять часов, а пятнадцать. По-моему, это неуважение авиаторов к пассажирам. Ведь нас никто не предупреждал об этом.

— Меня однажды озадачила некомпетентность проводников, — вспоминает Инна. — Ехали семьёй с маленьким ребёнком на новогодние каникулы к родственникам. Оплатили поездку через Интернет. При посадке, как и всегда, предъявили электронный билет и паспорта. На что проводница вдруг сказал: не пущу в вагон, пока мне не принесут список пассажиров, воспользовавшихся онлайн-услугой. Но, простите, на улице мороз. В руках — ребёнок, сумки. Почему мы, пассажиры, должны терпеть неудобства из-за того, что сотрудник железной дороги не вовремя принёс нужную бумагу?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА