Новости

Город с характером: Мосты Красноярска

Город с характером: Мосты Красноярска

«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» - написал в своей поэме о Василии Тёркине Александр Твардовский. Роль мостов в жизни мегаполисов трудно переоценить. В начале прошлого века, чтобы попасть с одного берега Енисея на другой, красноярцы зимой ходили по льду, летом добирались на лодках. Весной же, когда лёд становился тонким, перебраться с одного берега на другой было практически нереально. В 1930-е годы по железнодорожному мосту стали ходить пригородные поезда. Жизнь правобережья быстро подстроилась под расписание электрички. Пригородные поезда, получившие прозвища «Мотаня» и «Ученик», всегда заполнялись до отказа. Сегодня через Енисей перекинута не одна переправа. Однако активно развивающийся мегаполис требует всё новых путепроводов. Именно красноярские мосты стали сегодня героями нашего проекта «Город с характером».

История покорения Енисея

28 марта 1899 года левый и правый берега Красноярска соединил первый путепровод. Это, пожалуй, самый знаменитый железнодорожный мост Российской империи. В 1900-м точная модель моста экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где сооружение получило Гран-при и золотую медаль (такую же награду получила в том же году и Эйфелева башня).

Первый автомобильный мост в краевом центре появился только в 1961 году. Именно тогда закончилось строительство Коммунального моста, возведение которого продолжалось пять лет. В 1978-м рабочие приступили к строительству Октябрьского моста, а через год - вантового моста через протоку острова Татышев. Оба объекта были открыты для движения в 1986 году. Параллельно мостовики сооружали так называемые «объект 777», и хотя совмещённый автомобильно-железнодорожный мост через Енисей был фактически построен в 1984-м, введён в эксплуатацию он был спустя несколько лет.

В 90-е годы XX века началось строительство нового железнодорожного моста рядом с существующими. Предполагалось, что после ввода его в эксплуатацию первый, дореволюционный, будет демонтирован. Несмотря на протесты защитников памятников истории и культуры, в 2002 году началась разборка царского моста. 7 августа 2007-го демонтированный объект сдан на металлолом.

Последний красноярский мост презентован автолюбителям в 2008 году. Сооружение находится в окрестностях краевого центра и стало частью объездной дороги участка федеральной автодороги М-53 «Байкал».

Сегодня красноярцы с нетерпением ждут начала строительства четвёртого моста. По планам чиновников, новый путепровод соединит Октябрьский и Свердловский районы уже к 2016 году.

Какой красноярский мост длиннее?

Железнодорожный мост - 1000 м

Коммунальный мост - 2300 м

Октябрьский мост - 2600 м

Мост «777» - 700 м

Вантовый мост - 550 м

Мост на обходе Красноярска - 814 м

Четвёртый мост - 1161,8 м

А знаете ли вы, что…

В сборник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» включены:

первый городской мост через реку Енисей в Красноярске (за уникальную технологию монтажа железобетонных полуарок весом 1 560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролёте), второй городской мост через Енисей в Красноярске (рекордный балочный пролёт длиной 200,2 метра).

Знакомьтесь, мостик

«Питерский мостик» - очень красивый камерный мостик с коваными, чуть ли не воздушными перилами - находится в небольшом скверике на пересечении ул. Сурикова и пр. Мира, в самом центре исторической части Красноярска. Автором архитектурной композиции фонтана является бывшая студентка государственного художественного института, а ныне архитектор Юлия Кузнецова. Именно она дала фонтану такое поэтическое название - «Питерский мостик». Фонтан-мост сразу облюбовали молодожёны. Они приезжают сюда в день бракосочетания, и жених проносит по нему свою невесту на руках. Считается, что такой совместный переход будет залогом счастливой совместной жизни.

Как устроен вантовый мост

Пилон (столб большого сечения, поддерживающий основные (несущие) тросы в висячих мостах. Пилон монтируется непосредственно на опору)

Ванты (стальные канаты, соединяющие полотно моста с пилонами)

Балка жёсткости (на ней располагается мостовое дорожное полотно)

Интересно

Первоначально вантовому пешеходному мосту на Стрелке было присвоено имя основателя города Андрея Дубенского, в настоящее время решением администрации краевого центра он называется «Виноградовский».

Кстати

Мосты не могут быть похожи друг на друга, все они индивидуальны. Железобетонные мосты (как Коммунальный) монтируются по одним правилам, металлические (Октябрьский) — по другим. Например, надвижной — конструкция целиком собирается на берегу и надвигается, так построен мост на обходе Красноярска. Или сооружаются отдельные части и собираются с разных сторон (Коммунальный мост). Прописанные в СНиПах требования касаются надёжности сооружения: мост должен простоять сто и более лет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА