Новости

Я бы в Гарвардский пошёл

Я бы в Гарвардский пошёл

Низкие рейтинги - плата за пассивность

Недавно был опубликован традиционный топ-лист высших учебных заведений. Выпуск ежегодного мирового рейтинга вузов World Reputation Ranking, составляемого газетой The Times, увы, не смог порадовать россиян. Если в прошлом году легендарному Московского государственному университету досталось почётное тридцать третье место, то в этом ни один российский вуз не вошёл даже в сотню лучших. В World Reputation Rankings - 2012 по-прежнему лидируют США (44 вуза из 100) и Великобритания (10 вузов).

Обнародованные данные сразу вызвали разговоры о субъективности подобных оценочных списков и о неудовлетворительном качестве высшего образования в России.

- Все рейтинги - это условности, которые более или менее удовлетворяют всех, - комментирует Валерия Сувейзда, начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки Красноярского края. - Рейтинги отражают отдельные стороны действительности, но далеко не все. Но они всё равно нужны, чтобы можно было проводить сравнения и на что-то ориентироваться. Из многих рейтингов выпадают реорганизованные вузы, такие как СФУ, например. Вуз существует под новым брендом пять лет, а рейтинг учитывает данные по различным параметрам за десять лет, соответственно, его показатели в два раза ниже.

Валерия Сувейзда объясняет, что высокая рейтинговая строка даёт учебным заведениям возможность на равных разговаривать как с коллегами, так и с бизнесом. Мир идёт по пути глобализации, сегодня региональной, локальной науки или промышленности уже нет - есть мировой рынок, где репутация и имидж играют очень важную роль. И российским вузам не помешало бы войти в мировой топ.

- Обидно, что российские вузы не попали в этот престижный рейтинг, - говорит Евгения Туртапкина, заместитель проректора по науке и международному сотрудничеству СФУ. - Но он составляется не по объективным показателям, а по экспертным оценкам. В данном случае привлекалось 17,5 тыс. учёных и преподавателей. Учитывая такую огромную армию экспертов, никакой субъективности быть не может. Это не происки «врагов» - это мнение мирового профессионального сообщества. Университеты России, может быть, за исключением МГУ, просто плохо известны в мире. У наших учёных очень мало англоязычных публикаций, а значит, низкая цитируемость научных работ, мы мало участвуем в международных конференциях и исследованиях. Этот рейтинг - характеристика пассивности российских вузов. Сама собой ситуация не исправится. Нужно активно включаться в глобальный образовательный процесс, выходить на «передовую» фундаментальных знаний и технологий. Нужно больше о себе рассказывать зарубежным коллегам.

В РСФСР в 1975 году насчитывалось 2,8 млн студентов, осенью 2011 года учились уже 9 млн. Но при этом куда-то исчезли высококвалифицированные инженеры и рабочие.

К числу наиболее авторитетных мировых рейтингов относят: рейтинг британской газетой «Таймс» (The Times) и Института высшего образования Шанхайского университета (Institute of Higher Education of Shanghai Jiao Tong University), поясняет Евгения Туртапкина.

- Их показатели частично совпадают: качество преподавания и уровень проведения научных исследований и так далее, - рассказывает заместитель проректора. - На Западе попадание в топ-рейтинг означает, что его выпускник априори будет обеспечен работой. Зная это, прагматичные выпускники западных колледжей осаждают престижные вузы. Пусть учёба платная, если не получилось со стипендией от вуза, зато инвестиции обернутся хорошей работой. В России мы постепенно тоже движемся в этом направлении. Имею в виду, конечно, не платное высшее образование, а то, что выбор абитуриентов всё больше падает на те вузы, которые на слуху, которые престижны, имеют соглашения с крупным бизнесом, где ведётся научная работа. Для российского вуза сегодня престижность - это гарантированный набор качественных абитуриентов с хорошими знаниями, это стабильный государственный заказ, то есть большое число бюджетных мест. За последние два-три года СФУ «нарастил мускулы» и в российских рейтингах выглядит сравнительно неплохо. Мы входим в ТОП-10 национального рейтинга российских вузов, занимаем первое место как самый инновационный вуз, в сводном рейтинге Минобрнауки по различным показателям научной активности занимаем 18-е место. Кроме того, входим в пятёрку вузов, на которых чаще всего останавливают свой выбор победители и призёры олимпиад.

В том, что достойно «засветиться» нам на мировом уровне не получается, глупо винить только необъективность рейтингов или слабую саморекламу российского образования. Как ни прискорбно, но былую мощь и славу наша система образования подрастеряла. Как и материальную базу. О том, что качество российской «вышки» хромает, говорят все. Включая действующего премьер-министра и будущего президента Владимира Путина. Он предлагает за два года провести аудит качества образования в российских вузах и сократить их число. «На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно», - отметил Владимир Путин в одной из своих программных статей.

Несмотря на демографические кризисы, рост студентов высших учебных заведений с каждым годом растёт, в то же время качество образования падает. Если в 1975 году, во времена, которые сейчас называют периодом великой советской науки, в РСФСР насчитывалось 2,8 млн студентов, то осенью 2011 года в российских вузах учились уже 9 млн. Но при таком увеличении числа студентов мы наблюдаем деградацию науки, а также исчезновение высококвалифицированных инженеров и рабочих. Размножившиеся коммерческие вузы поставили на поток производство никому не нужных горе-специалистов. Иногда не количество прочитанных учебников и проделанных лабораторных работ, а деньги являются мерилом знаний, и именно размер купюр влияет на оценку в дипломе. Падение качества российского образования в свою очередь ведёт к деградации целых отраслей промышленности, сельского хозяйства. Те, кто купил свои дипломы, вряд ли встанут к станку или поедут в деревню.

Если картина столь удручающа и наше образование не котируется за границей, то возникает резонный вопрос: зачем нам вступать в болонский процесс, меряться силами с лучшими ведущими зарубежья?

То, что российской образование не котируется за границей, не совсем верное утверждение, уверена Евгения Туртапкина. Доказательство тому - 90 процентов учёных, которые трудятся в институтах и на предприятиях Силиконовой долины, русские. То, что они получали высшее образование в России, никого не смущает. Болонский процесс лишь призван сделать общими стандарты, чтобы, допустим, после получения степени бакалавра мог по обмену поехать получить в зарубежном вузе степень магистра.

- Нам очень нужны реформы в высшей школе, поскольку мы живём в глобальной мировой экономике, и закрывать на это глаза нельзя, - отмечает Валерия Сувейзда. - Наше образование - то, которое «настоящее» (а не продажа дипломов), - котируется за границей. Для большей интенсивности процесса признания и взаимопризнания дипломов ведутся работы по международной аккредитации образовательных программ, сдвоенным дипломам. А вузам, чтобы легче было друг с другом работать, нужны рейтинги. Кстати, на работу за рубежом берут по специальности множество наших выпускников с нашими дипломами.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА