Новости

Симфония - как надгробие

Симфония - как надгробие

В Красноярской академии музыки и театра состоялась премьера спектакля «День Победы среди войны». Он посвящён событиям блокадного Ленинграда. Режиссёр-постановщик, лауреат международного театрального фестиваля, обладатель золотой медали «Дельфийские игры», доцент кафедры мастерства актёра Игорь Борисович Гудков признаётся: «Тема блокадного Ленинграда личная для меня. Близкие родственники пережили блокаду, и я не понаслышке знаю об этих трагических событиях. Поэтому спектакль чрезвычайно важен для меня и как для режиссёра, и как для человека». Действительно, ощущение сопричастности к происходящему на сцене, глубокое сопереживание трагическим событиям не покидает зрителей. Спектакль захватывает с начальных сцен и не отпускает до пронзительного драматического финала.

О блокаде, как и любом историческом событии, говорить можно по-разному. Не так давно, например, в рамках красноярского театрального фестиваля состоялась художественная читка пьесы петербургского драматурга Юрия Клавдиева «Развалины». Пьеса эта об исчерпанности гуманистической идеи. Это попытка философских рассуждений о том, что есть зло и что есть благо. Так, значит, художнику можно всё? Но вот нужно ли? И где же порог допустимого в искусстве?

Авторы пьесы «День Победы среди войны» Инга Гаручава и Пётр Хотяновский - обладатели главного приза VIII Международного театрального фестиваля «Голоса истории» - широко известны в России и за рубежом. Их драматургии свойственна яркая метафоричность и притчевый характер. Пьесы Гаручавы и Хотяновского «Прощёное воскресенье», «Капитолийская волчица», «Шинель Сталина», «Фрак для Нобеля» идут во многих театрах. Но выбранная режиссёром Гудковым для дипломного спектакля студентов театрального факультета пьеса «День Победы среди войны» - особенная.

В основе её невероятные события: в осаждённом немцами блокадном Ленинграде голодные, обессиленные музыканты оркестра под руководством Дирижёра репетируют. Они готовятся к исполнению великой музыки, музыки Сопротивления. Это исторический факт: 9 августа 1942 года в осаждённом Ленинграде оркестр Радиокомитета впервые исполнил великую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Инга Гаручава вспоминает об истории создания пьесы и первой её постановке так: «Действующие лица нашей пьесы «День Победы среди войны, или Репетиция блокадного оркестра» - музыканты и инструменты. На премьеру спектакля мы пригласили оставшихся в живых музыкантов. Они приехали вместе со своими инструментами. Сцена была оформлена пюпитрами. После спектакля мы попросили музыкантов выйти на сцену и занять свои места у пюпитров. Снова зазвучала Седьмая симфония Шостаковича, и все увидели, как много пустых мест, сколькие ушли из жизни!»

Сила искусства способна укрепить дух в человеке. Именно о жизни человеческого духа рассказывает замечательный спектакль Игоря Гудкова. Режиссёр сумел создать на сцене удивительную - трагическую, доходящую до символической обобщенности, и в то же время реалистическую, страшную в своей непостижимой бытовой обречённости атмосферу. Едва передвигающиеся, медленно умирающие от истощения музыканты собираются на репетицию и готовятся дать, быть может, последний в своей жизни концерт. Непростые отношения связывают этих людей, но все они поддерживают своего Маэстро. Ведь Дирижёр совершает настоящий подвиг, побуждая своих коллег преодолеть ужас и смерть. Композитор Шостакович писал: «Большинство моих симфоний - это надгробные памятники. Я готов посвятить музыкальное сочинение каждой жертве фашизма. К несчастью - это невозможно. Я посвящаю им всю мою музыку».

Несомненная творческая удача режиссёра - в выборе актёрского состава, в том, как режиссёру удалось сплотить молодой творческий коллектив и эмоционально вовлечь своих студентов, учеников в драматическое действие спектакля. Многим из молодых актёров пришлось сыграть «возрастные» роли, но, надо сказать, делают они это мастерски.

Трудно назвать лучших исполнителей: каждый их них искренне и глубоко проживает свою роль на сцене. В начале спектакля ощущается волнение актёров, но затем атмосфера полностью поглощает их. И вот уже на сцене не робкие студенты театрального факультета, а сражающиеся со смертью и ужасом блокады талантливые музыканты. Очевидно, что все исполнители глубоко чувствуют боль и страдание своих героев и удивительно вживаются в атмосферу блокады, самой длительной и чудовищной в мировой истории, которая длилась 900 дней и ночей. Но память о ней жива. Блокада стала одной из самых трагических страниц в мировой истории и вместе с тем дала необыкновенно мощный импульс к формированию духовной, художественной культуры в осаждённом Ленинграде. Именно эти идеи, столь актуальные сегодня, стали идеологической основой талантливого спектакля Игоря Борисовича Гудкова.

Сегодня общество находится в поиске национальной концепции, которая объединила бы Россию и помогла россиянам ощутить национальное достоинство, укрепить чувство патриотизма. К этому понятию многие относятся с нескрываемой иронией. А многие молодые люди, совершенно невежественные в теме исторического прошлого России, открыто заявляют о своём желании покинуть страну, уехать за границу в поисках лучшей жизни. Пробуждение национального самосознания в кризисных социальных условиях невозможно без знания истории страны, нашей богатейшей культуры.

Такие спектакли, как «День Победы среди войны», укрепляют патриотическое сознание, учат не забывать уроки истории. Этот спектакль необходимо посмотреть всем, а особенно интересен и нужен он будет молодой аудитории!

Наталья Редько, завкафедрой филологических и гуманитарных дисциплин Красноярского филиала СПбГУП, кандидат филологических наук

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА