Новости

Закат голубого экрана

Закат голубого экрана

Телезрители уходят во Всемирную паутину

«Телевидению принадлежит будущее, а со временем оно же просто перевернёт жизнь человека. Не будет газет, журналов, книг, кино, театра. Телевидение, одно сплошное телевидение!»… Современный зритель с лёгкостью перефразирует героя известного фильм «Москва слезам не верит»: «Интернет - один сплошной Интернет».

Эксперты в один голос признают: среди всех известных средств массовой информации телевидение ещё долго будет лидировать по охвату аудитории, но между тем специалисты Ассоциации коммуникационных агентств России прогнозируют, что не за горами то время, когда Интернет сможет составить серьёзную конкуренцию голубому экрану. И для подобных выводов есть веские основания. Количество пользователей сети Интернет неуклонно растёт. Если раньше во Всемирную паутину включались исключительно крупные города, то сегодня Интернет активно проникает и в малые населённые пункты с численностью населения до 100 тысяч человек. Более того растёт и количество платформ, с помощью которых человек выходит в Интернет. Многие пользователи имеют более одного компьютера, кто-то вдобавок ко всему пользуется мобильным Интернетом. Молодые люди активно отказываются от картины дня, навязываемой «ящиком», они требуют нецензурированную информацию.

  • Чарльз Мюррей в знаменитой книге «Coming Apart» рассказал об исследовании современного американского общества, в том числе о разделении на бедных и богатых, - говорит Яна Березина, которая избавилась от телевизора четыре года назад. - Он привёл в пример жителей городка Фиштаун, что смотрят телевизор 30 часов в неделю и жителей Бельмонта, смотрящих ТВ лишь четыре часа, и то лишь новости. В чём связь между этими городками? В том, что бельмонтовцы нанимают фиштаунцев на работу в качестве уборщиц, нянь, газонокосильщиков. Тенденция очевидна - чем более образованны люди, тем более разнообразную и правдивую информацию им хочется получать. Телевидение, и российское, и мировое, этим требованиям уже не отвечает. Поэтому все передовые пользователи «переселились» в Интернет. Можно сказать, что там теперь обитает основная масса молодых целеустремленных платежеспособных людей. Телевидение же мало-помалу сдаёт свои позиции. У меня нет телевизора, но осведомлена обо всём происходящем в стране я гораздо лучше моих родителей, для которых это единственный источник информации.

Веяния времени серьёзно сказываются на рекламном рынке страны. Темпы роста рекламы в Интернете за последний год составили 57 процентов. Факт. Всемирная паутина обгоняет телевидение и по количеству зрителей в любое время суток в возрастной категории от 12 до 24 лет. Конечно, доля аудитории старшего возраста выше у телевидения, однако с каждым годом она становится всё меньше и меньше.

Не потому ли Первый канал работает себе в убыток? Цифры за 2009-2010 годов показывают, что выручка хозяев первой кнопки за 2010-й была меньше его расходов: 24,5 млрд против 25,8 млрд рублей. При этом в числе доходов указаны около 4,5 млрд рублей «прочих» - это субсидии из федерального бюджета. Именно за счёт господдержки каналу удалось зафиксировать чистую прибыль в 1,9 млрд.

Закрывать глаза на данную тенденцию руководители традиционных СМИ не собираются. Многие участники рынка согласны с тем, что телевизионный контент должен меняться и становиться более интерактивным, для того чтобы соответствовать запросам пользователей, которые уже привыкли к гибкой среде Интернета.

Телеканалы уже активно пытаются формировать с помощью Всемирной паутины лояльную аудиторию, развивая собственные интернет-проекты. «Если проникновение Интернета нельзя остановить, его необходимо возглавить», - признаёт руководитель департамента спецпроектов и развития бизнеса одного из федеральных развлекательных каналов Михаил Дайхин.

Ситуация вокруг печатных СМИ примерно та же. По прогнозам, общий объём рекламных денег в Интернете скоро перерастёт объём денег в газетах и журналах. Бумажные издания ищут спасение в смене формата и в конвергенции. Так, в 2007-м самая старая в мире газета - шведское издание «Почта и внутренние новости», существующее с 1645-го, - перестала выходить в печатном виде и полностью перешла в Интернет. Такое решение было принято в связи с низкими тиражами - около 1 000 экземпляров. Портал привлекает намного больше посетителей.

Директор по интернет-проектам ОАО «Известия» Александр Алиев уверен: чтобы выжить и развиваться, медийщики обязаны по максимуму использовать возможности Всемирной сети. «Сайт - это больше, нежели печатная версия газеты, - отметил Александр Алиев во время встречи с красноярскими журналистами на первом форуме «Енисей.РФ». - Мультимедийные технологии позволяют нам не только делать самые разнообразные он-лайн проекты, но запускать в Сети собственный ТВ-продукт. В Сети мы используем возможности всех видов СМИ - текст, графика, фотографии, звук, видео. Интернет позволяет не только подать многоступенчатую информацию, он даёт возможность моментального отклика читателя. Дискуссия - один из важных ресурсов Сети».

Не обошла общая тенденция и наше издание: газета «Городские новости» представлена в Интернете с 2004 года. Найти нашу страничку можно было, набрав в строке поиска gornovosti.ru. А в конце 2010 года была создана и начала работать новая версия сайта. Созданный для неё кириллический домен ГородскиеНовости.РФ стал первым русскоязычным доменом для СМИ в Красноярске. При этом наш ресурс уже давно вышел за рамки обычной интернет-версии бумажной газеты. Новостная лента, обновляемая в реальном времени, личные блоги сотрудников редакции, свободное общение на любые темы, интерактивные опросы и акции…

Эксперты отмечают, именно сейчас формируется новый облик медиасистемы. И поглотит ли Интернет газеты и телевидение, покажет время. Кроме того, сплошного телевидения взамен театра и кино пока так и не случилось.

Распределение медиарекламных бюджетов

55 процентов - телевидение

16 процентов - пресса

13 процентов - наружная реклама

10 процентов - Интернет

5 процентов - радио

1 процент - другое

По данным Ассоциации коммуникативных агентств России

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА