Новости

Плата рождённым в сороковые

Плата рождённым в сороковые

Полбилета на электричку и 220 рублей

Компенсация за пороховое детство сегодня установлена во многих странах. Например, в Украине дети войны получают надбавку в тридцать процентов к пенсии, скидку в двадцать пять процентов за коммунальные услуги, имеют право бесплатного проезда в городском транспорте по месту проживания. Есть выплаты и льготы детям войны в побеждённой Германии. Кампания по защите прав поколения, чьё детство пришлось на Великую Отечественную войну, идёт и в России. С 2007 года партии и организации выдвигают законотворческие инициативы на федеральном и региональном уровнях, тема то и дело всплывает в медиапространстве. Но пока идеи не становятся реальностью, в том числе потому, что их реализация требует немалых средств. Понятно, что деньги на святое дело считать неуместно. Тем не менее, по некоторым оценкам, на льготы и компенсации для девяти миллионов россиян — детей войны потребуется 113 миллиардов бюджетных рублей в год.

Недавно парламентарии Красноярского края в очередной раз рассмотрели законопроект о социальной поддержке детей войны. По мнению разработчиков, к этой категории следует отнести всех граждан России, живущих сейчас в нашем крае и не достигших 18-летнего возраста на второе сентября 1945 года. Сегодня к данной категории можно отнести 276 тысяч наших земляков. Для них, в частности, предлагается ввести половинную оплату услуг ЖКХ и лекарств, стоимости проезда в железнодорожном пригородном транспорте с мая по сентябрь и установить ежемесячную денежную выплату в размере 220 рублей. Предположительно реализация закона обойдётся бюджету края в 460 миллионов рублей в год.

С тем чтобы определять нуждающихся в поддержке по временному периоду, не согласны многие. Сузить подзаконную категорию предлагает Ирина Иванова, председатель совета ветеранов Центрального района Красноярска.

— В предложенный возраст и так автоматически попадают многие льготники, напримертруженики тыла, реабилитированные, блокадники, узники концлагерей, — рассуждает женщина. — Заботу государства лучше направить на детей, лишившихся в войну одного или обоих родителей. Этим людям меры поддержки могут реально облегчить существование.

Именно в такой список попадает читательница “Городских новостей” пенсионерка Романова, приславшая в редакцию письмо с воспоминаниями о тяготах прошлого и бедах настоящего.

Дочь погибшего фронтовика жалуется, что сегодня её небольшой пенсии не хватает на лекарства и продукты, и спрашивает, ждут ли таких, как она, хоть какие-то льготы.

При этом в числе рождённых в военные годы есть и те, кто вообще ставит под сомнение нужность закона.

— Я родилась перед началом фашистского нападения, — говорит 70-летняя Алла Ухова. — Была третьей в семье. Мы жили в селе трудно, как и вся страна, хотя не голодали — картошка была. Когда отец вернулся с фронта и пошёл трактористом в колхоз, стало легче, даже завели свой скот.

Алла Борисовна говорит, что остро нуждающейся в льготах себя не считает: “Конечно, от оплаты проезда и других компенсаций не откажусь, пенсия у меня не шикарная. Но, если честно, и без них не пропаду, мне дети помогают”.

Говоря о законе в их поддержку, подавляющее большинство детей войны беспокоятся о моральной подоплеке вопроса. О том, почему для россиян важен этический аспект проблемы, рассуждает Валентина Радченко, старший преподаватель кафедры философии и социологии Красноярского педуниверситета.

— Русская ментальность основана не на прагматизме, а на моральных стимулах, — говорит преподаватель. — Вспомним, как в СССР ценились грамоты, звания, призовые места в соревнованиях. В принципе нашему народу важно быть частью высокой миссии, мы больше любим идеи, чем деньги. Сегодня, при отсутствии адекватной системы ценностей, люди прошлой эпохи, особенно пережившие лишения, испытывают колоссальную потребность в подтверждении значимости. Потому-то им и нужен какой-то статус, законное признание заслуг.

Мнение специалиста в полной мере подтверждает глава совета ветеранов Центрального района.

— Я также попадаю в категорию детей войны, — признаётся Ирина Иванова. — Росла в детдоме, затем меня воспитывал брат, вернувшийся с фронта, куда ушёл в 16 лет добровольцем. Хотя льготы сделают жизнь легче, скажу по себе и по людям (а мы в районе плотно работаем с военным поколением), что нас не так уж сильно волнует материальная сторона проекта. В первую очередь нам хотелось бы видеть больше внимания от государства, понимать, что мы не брошены, не забыты. Признание даст нам силы жить дальше, хранить память павших отцов и матерей.

О потребности в уважении обществом говорит Лидия Шадрина, руководитель организации детей войны “Эхо”, добавляя, что наиболее тяжкие страдания выпали на долю тех сирот, чьи отцы пропали без вести.

— Мы — дети-сироты, конечно, жили хуже ребят из полных семей, — делится Лидия Павловна. — Но у нас были хотя бы похоронки, свидетельствующие о том, что родители положили жизнь в сражениях. А у кого отцы пропали, вообще негласно считались предателями, те терпели позор и насмешки. Понимание властью и людьми их горькой участи, присвоение статуса поможет им восстановит доброе имя.

Какова же судьба столь нужного многим законопроекта? Депутаты краевого законодательного дают благоприятные прогнозы.

Один из авторов закона Олег Пащенко уверен, что при нормальной экономической ситуации закон будет принят: “Это крайне важный законопроект во всех отношениях, и его необходимость понимается сегодня всеми партиями. Я уверен, что при финансовой стабильности депутаты нового созыва доведут дело до логического конца”.

Эти надежды разделяет Юрий Данильченко, заместитель председателя комитета по здравоохранению и социального политике ЗС Красноярского края.

— Наш комитет оценивает инициативу коллег прошлого созыва положительно, — говорит Юрий Михайлович. — То, что люди заслужили льготы, очевидно. Пока проект находится в работе, всё тщательно просчитывается, ведутся консультации с депутатами Госдумы РФ.

По словам Юрия Данильченко, не так давно необходимость поддержки детей войны озвучил президент страны Дмитрий Медведев, и это повышает вероятность того, что в следующем году соответствующий закон будет принят.

Понятно, что не только меры господдержки сегодня формируют отношение социума к отдельным категориям людей. К сожалению, современное поколение редко вспоминает, что сегодняшние бабушки и дедушки, рождённые до Победы,не просто переживали скорбное время вместе со взрослыми, а вместо уроков и развлечений работали в полях и делали на заводах снаряды. Эти люди восстанавливали послевоенную страну — возводили дома и заводы, строили дороги и открывали месторождения. Не парадоксален ли тот факт, что человек, строивший ГЭС, сегодня с трудом оплачивает счёт за электроэнергию, а топ-менеджер энергетической компании может содержать на свою зарплату деревню детей войны. Если бы страна платила достойную пенсию героям прошлого, если бы в стране культивировался патриотизм и уважение к своей истории, едва ли целое поколение сегодня чувствовало бы себя забытым и ненужным. И тогда российские дети войны не пытались бы вернуть себе человеческое достоинство при помощи гарантий в 220 рублей в месяц.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА