Новости

Красноярские школьники станут героями спектакля

Красноярские школьники станут героями спектакля

Подросток у диктофона

_Мы сетуем на то, что наши дети не ходят в театры, не читают книг… Горюем, что увещевания и уговоры не помогают. Почему это происходит? Отчего подростки комфортно себя чувствуют в культурном вакууме? И кто в этом виноват? И как, в конце концов, заманить подрастающее поколения в музеи, библиотеки и театры? _

— Если сегодня подросток не идёт в театр, значит, что-то там не так, значит, со сцены говорят не о том, что требуется нынешним отрокам, — рассуждает Оксана Дайнеко, исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова. — Значит, театр сам должен прийти к подросткам. И, возможно, новый театрально-социальный проект Красноярского театра юного зрителя, который поддержал наш фонд, поможет вернуть тинейджеров в зрительный зал. Опыт подобной работы у фонда уже есть. В 2006 году в Норильск приезжал драматург Юрий Клавдиев и на основании интервью с ВИЧ-инфицированными была написана пьеса “Заполярная правда”, премьера которой прошла в Болгарии. Сейчас эту пьесу достаточно широко ставят в стране.

А в ближайшее время ТЮЗ приступает к работе над новой постановкой — “Подросток с правого берега”. Подобного спектакля в Красноярске ещё не ставили. Его основная особенность заключается в использовании технологии документального театра, основанного на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей. Творческие группы театра создадут спектакль на основе встреч с реальными людьми на самые актуальные и своевременные темы окружающей действительности, волнующие молодёжь. Всё это позволит найти образ современного молодого героя нашего времени. Проект поддержало министерство культуры Красноярского края.

— Первым на тропу театральных экспериментов встал театр имени А. С. Пушкина, который последние несколько лет приглашает современных драматургов и режиссёров, работающих в новых, непривычных для Красноярска жанрах, — говорит министр культуры региона Елена Паздникова. — Я имею в виду фестиваль “ДНК”. Эстафету подхватил театр юного зрителя. На его базе в прошлом году прошёл фестиваль “Вешалка”. “Подросток с правого берега” — продолжение этого направления. Подобный эксперимент может дать новые идеи и сюжеты, подтолкнуть писателей и сценаристов к теме подросткового возраста. Ведь ни для кого не секрет, что у нас есть проблемы с современной драматургией для детей и подростков. Конечно, трудно предугадать, какую реакцию мы получим от участников и зрителей этой постановки, но, на мой взгляд, на новую работу в жанре документального театра любопытно будет посмотреть и детям, и их родителям. И, может быть, нам наконец-то удастся понять, чем живёт красноярский подросток, что его волнует, к чему он стремится.

Verbatim — вид театрального представления, получивший популярность на рубеже XX—XXI веков. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей.

Главный режиссёр Красноярского театра юного зрителя уверен, что этот проект Романа Феодори не только театральный, но и социальный, который поможет как жителям нашего города, так и самим тюзовцам.

— Я признаю, что у меня и у артистов театра есть некая оторванность от зрителя, — признаётся главреж. — Мы иногда не понимаем, чем он живёт и дышит и вообще кто такие люди, приходящие к нам на спектакли. Возникло желание поближе познакомиться с людьми, для которых мы работаем. Проект очень сложный, многоэтапный. К нам приезжает драматург Саша Денисова — один из ведущих драматургов в области документального театра. Она пообщается с с артистами и проведёт с ними тренинг, расскажет, что такое техника verbatim. После этого с 1-го по 6 июня творческие группы театра пойдут в народ с диктофонами. В основе спектакля лежит не драматургический материал, не литература, а собранная живая речь. Мы намеренно не придумываем проблему, которую будем обсуждать, она в процессе поиска родится сама. 6 июня мы представляем эскиз спектакля. После этого в сентябре, октябре и ноябре показываем наши репетиции на зрителя. Вместе с залом обсуждаем, что получилось, что нужно, а что не нужно, что правда, а что неправда… То есть мы попытается вместе со зрителем сочинить спектакль. А 22 ноября мы уже должны сыграть премьеру.

Художественным руководителем проекта выступил Александр Вислов, театральный критик, редактор отдела искусства “Литературной газеты”, член экспертного совета национальной премии “Золотая маска”. Он является специалистом в области документального театра: участвовал не только как эксперт, но и как автор. Он, как человек опытный и много повидавший, поможет сделать тюзовцам спектакль , не похожий на те, что уже были. По документальным пьесам в России уже созданы постановки “Так-то” (Киров), “Деревни.net” (Барнаул), “Плюс-минус” (Ташкент) и другие.

— Девяносто процентов спектаклей, которые идут в театрах России, повествуют об абсолютно посторонних для тебя вещах, — рассказывает Александр Вислов. — Ты сидишь в зале и понимаешь, что никакого отношения то, что происходит на сцене, к тебе не имеет. Чаще всего по сцене ходят люди во фраках, смокингах, лаптях…. Конечно, такие костюмные, исторические спектакли нужны, но всегда самое живое искусство — то, которое рассказывает о происходящем здесь и сейчас. Из-за того, что таких спектаклей сегодня крайне мало, почти истончился канал обмена энергией между артистом и зрительным залом. Люди, которые занимаются театром, должны отдавать себе отчёт в том, кто они, что они здесь делают, тогда и зрители будут задавать себе эти вопросы. Мне кажется, что артисты, имеющие опыт работы в таких документальных проектах, с большим пониманием и глубиной будут играть Островского, Чехова, Шиллера, Эсхила.

Кстати, с некоторыми образцами документального театра красноярцы смогут познакомиться намного раньше, чем выпустит экспериментальную премьеру ТЮЗ. В Театре им. А. С. Пушкина началась подготовка к очередному фестивалю современной драматургии “Драма. Новый Код”. Пятый фестиваль пройдёт в Красноярске с 16-го по 20 мая. В качестве гостя к нам приедет российский корифей жанра — “Театр.Doc” со спектаклем “Аляска”. Также в рамках “ДНК” будет показана постановка лаборатории “ON.ТЕАТР” из Санкт-Петербург “Заполярная правда”, которую драматург Юрий Клавдиев написал по итогам поездки в Норильск.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА