Новости

Очень тёмная история

Очень тёмная история

Картонные люди на сцене

Очень жаль, что сегодня в театре нет провалов. Вернее, они, конечно, есть в том смысле, что плохих спектаклей достаточно. Но в классическом понимании — когда разгневанный зритель освистывает актёров, а потом гордо покидает зал, не дождавшись окончания спектакля, — провалов больше не существует.

Публика что ли стала добрей, жалеет она служителей Мельпомены, которые битых два часа пытались развлечь сидящих по другую сторону рампы. Поэтому одна часть зрителей интеллигентно мучаются в креслах, поглядывая на часы, другая просто после антракта не возвращается в зал. Оставшиеся до конца, несмотря ни на что, бурно аплодируют. Так случилось на премьерном спектакле театра имени А. С. Пушкина “Black comedy”, поставленном главным режиссёром Олегом Рыбкиным по пьесе английского драматурга Питера Шеффера. Сей автор известен как обладатель “Оскара” за сценарий к фильму “Амадей”, который снял Милош Форман. Надо сказать, престижную американскую премию дали вполне заслуженно — картина действительно великолепна. Чего не скажешь о спектакле театра Пушкина.

Пьеса “Black comedy”, написанная в 1965 году, тоже на порядок проще и банальнее “Амадея”: такая незатейливая история про то, как неудачливый молодой художник захотел разбогатеть, пытаясь втереться в доверие миллионеру — почитателю современного искусства. Скульптор Миллер (артист Сергей Даниленко) беден, как церковная мышь, и чтобы пустить пыль в глаза потенциальному меценату Шульцу (артист Артём Рудой), он втихаря перетаскивает мебель и вещи своего состоятельного соседа Гарольда (заслуженный артист РФ Виктор Лосьянов), пока тот в отъезде. В чём ему активно содействует невеста Кэрол (артистка Ольга Белоброва). Предприимчивая и энергичная Кэрол задумала соединить приход миллионера с первым визитом своего отца, полковника Мелкетта. Ей хочется представить жениха в выгодном свете и убедить сурового родителя, что бедный скульптор сможет обеспечить их будущую жизнь. На беду в квартире выключается свет — и вся честная компания оказывается в полной темноте. К молодым людям постепенно приходят всё новые и новые гости: соседка мисс Фернивел (заслуженная артистка РФ Людмила Михненкова), отец невесты, полковник Мелкетт (народный артист РФ Василий Решетников), бывшая возлюбленная жениха Клея (артистка Ирина Петрова), электромонтёр Шварц (артист Марк Парасюк). В неурочный час возвращается и Гарольд. И все вместе они ждут Шульца.

Общение героев и развитие сюжета происходит в кромешной тьме. Однако зрителям не нужно было напрягать зрение или доставать фонарики, так как по задумке темнота на сцене обозначала яркий свет, а пластические головоломки актёры выполняют при ярком свете рамп, изображая, что они ничего не видят. То есть получился такой перевёртыш. Как в прямом, так и в символическом смысле: темнота безжалостно высвечивает характеры персонажей, открывает их подлинные чувства, ценности. Именно во тьме становится отчётливо видно настоящее и мнимое. В общем, классическая комедия положений, которая вполне может быть смешной.

Но несмотря на сценические придумки, хитросплетение сюжета, смотреть спектакль скучно. Игра молодых актёров (Сергея Даниленко и Ольги Белобровой) напоминает детский утренник. На протяжении всего спектакля они истерикуют чересчур бодрыми, громкими голосами, как будто в зале одни старые, глухие люди. При этом передвигаются они по сцене, как подбитые роботы: ведь перед ними поставлена сверхзадача, что они существуют в темноту. Устаёшь от этого уже минут через десять. Чуть получше обстоят дела с актёрами старшего поколения — там всё солидно, без лишней суеты. Но отчего-то и их игра кажется штампом. Может, от того, что за время спектакля ни с одним из персонажей (в их душе) ничего не происходит. Все герои комедии, какими предстали перед зрителем в начале действа, такими же пришли и к финалу: сложившаяся ситуация не изменила их, никаких новых чувств не вызвала. От этого они кажутся какими-то неживыми, а их эмоции искусственными и надуманными. А смотреть на картонных человечков на протяжении двух часов, честное слово, скучно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА