Новости

Увлечение длиною в жизнь

Увлечение длиною в жизнь

____Как-то довелось побывать на тренировке юных художниц-гимнасток в спортивном зале «Энергия», где занимались представительницы, на мой взгляд, самого красивого и грациозного вида спорта. Сразу в нескольких точках зала девочки отрабатывали различные движения: кто-то пытался подчинить себе резиновый мяч, кто-то под музыку разучивал упражнения своего будущего выступления. Самой многочисленной была группа юных спортсменок, делающих лишь первые шаги в художественной гимнастике. К потолку спорткомплекса то и дело взмывали красные шёлковые ленты. И поймать их у гимнасток получалось далеко не всегда. Каждое движение повторялось ими не дважды и не трижды, а десятки, сотни раз: любую деталь необходимо довести до совершенства, каждый взмах рукой должен быть выверен и красив. Ни одного лишнего движения. Не забывать про осанку и выражение лица, которое при всей сложности действий должно быть непринужденным - лёгким и улыбающимся.

____Только на тренировке понимаешь, насколько это мучительно сложный вид спорта, как тяжело даётся юным девчонкам его постижение. То, что мы видим на соревнованиях, это уже обёртка конфетки - лёгкая и манящая. Но за этой красотой, воздушностью и жизнерадостностью стоят пот и слёзы девчонок, вызванные каждодневным оттачиванием своего мастерства.

Таких девчат в нашем городе занимается несколько сотен. Практически в каждом районе города работает тренер от спортивной школы. Ежегодно в Красноярске проводятся десятки соревнований по художественной гимнастике, среди которых есть и такие крупные, как «Огни Енисея». Красноярск может похвалиться и своими звёздами, например мастерами спорта международного класса Светланой Путинцевой и Дарьей Окладниковой, призёрами первенств и чемпионатов России Ириной Шакинис и Яной Цеханович. И всё же, гордясь сегодняшними успехами наших спортсменок, необходимо не забывать, с чего всё начиналось, кто стоял у истоков зарождения художественной гимнастики в Красноярске.

Датой официального появления художественной гимнастики как вида спорта в столице края, вероятно, следует считать январь 1961 года, когда сборная Красноярска впервые выехала на крупные соревнования: гимнастки общества «Труд» под руководством Галины Москвиной (Марущак) отправились на состязания в Свердловск.

Галина Москвина - человек удивительный, на протяжении всей своей жизни не растративший любви к художественной гимнастике. Именно её жизненное увлечение совпало со становлением и развитием этого вида спорта в Красноярске. О том, как он зарождался в городе на Енисее, мы и решили поговорить с Галиной Борисовной.

- Галина Борисовна, как и где Вы впервые познакомились с художественной гимнастикой?

  • Ещё учась в школе. Я была очень подвижным ребёнком, могла сесть на шпагат, делала мостик, ласточку, выполняла другие упражнения. Помню, одноклассники собирались вокруг меня, чтобы посмотреть, как я показываю упражнения на гибкость. Представляла нашу школу на соревнованиях по лёгкой атлетике в областном центре, в Иркутске. А в 1949 году по совету отца, Бориса Владимировича, поступила на учёбу в Иркутский физкультурный техникум. Начала заниматься в танцевальном кружке и увлеклась художественной гимнастикой, которая на тот момент в нашей стране была ещё только в зародыше. У меня всегда была любовь к красивым движениям, к музыке, к балету. С одной стороны, любила искусство, а с другой - имела хорошие физические данные, была довольно успешна в спорте. Всё это как нельзя лучше соединилось в художественной гимнастике.

- Профессионально заниматься художественной гимнастикой Вы начали со студенческого возраста, когда поступили в Ленинградский институт физической культуры им. Лесгафта?

  • Не совсем так. В то время ещё и такого понятия, как «профессиональный спорт», вообще не существовало. Специализация в ленинградском вузе у меня была «спортивная гимнастика», так как в тот год, когда я в него поступила, набор на отделение по художественной гимнастике не производился. Тем не менее при институте по этому новому виду спорта была секция, которую я с удовольствием и посещала.

Хочу отметить, что учёба в Северной столице остаётся для меня одним из интереснейших периодов в жизни. Со мной учились прославленные на тот момент спортсмены. Из известных однокурсников можно выделить чемпиона и рекордсмена СССР, Европы и мира по конькобежному спорту Шилкова, чемпионку СССР и Европы по гребле Кирсанову, чемпионку СССР по акробатике Евтихову, чемпионку и рекордсменку СССР по плаванию Москвину. Посчастливилось мне и в другом, я ещё успела захватить лекции одного из старейших альпинистов страны, члена-корреспондента АМН СССР Алексея Николаевича Крестовникова.

- А каким образом получилось так, что Вы связали свою жизнь с Красноярском?

  • В Красноярск я приехала жить к своему мужу. Мы поженились, когда я была ещё студенткой старших курсов. По распределению получила должность заведующей учебно-спортивного отдела ДСО «Труд». Но через некоторое время вернула свои подъёмные «Труду», и устроилась работать в Красноярский институт усовершенствования учителей. Должность - заведующая кабинетом физического воспитания. Одновременно организовала при «Труде» секцию по художественной гимнастике. Помог мне в этом Владимир Кишиневский, на тот момент председатель общества «Труд». А было это в 1958 году…

- На что Вы опирались в своих тренировках?

  • Никакой методической литературы, естественно, не было. Опираться пришлось на собственный опыт, на знания, полученные на лекциях в ленинградском институте. А ещё у меня была ценная книга, с фотографией первой чемпионки Советского Союза Любови Денисовой. Хранила её с института: сама гимнастка была уроженкой Ленинграда и тоже преподавала в Лесгафте.

Кстати, на первых порах, как только приехала в Красноярск, и спортивной работы по художественной гимнастике не было, я выступала на соревнованиях. А в январе 1961 года сборная Красноярска, состоявшая из воспитанниц «Труда», под моим руководством выехала по второму разряду в Свердловск. На те первые выездные состязания отправились лучшие на тот момент гимнастки: Наталья Хазанова, Люда Жукова, Марина Векслер, Ирина Баданова и Кира Комлева. Можно сказать, что с этих девчонок художественная гимнастика и началась как спорт в нашем крае: стали проводиться соревнования, осуществляться первые выезды. Впоследствии появились и первые победители, чемпионки - та же Кира Комлева, Людмила Жукова, Ирина Баданова, Нина Кремез, Наталья Хазанова, первые мастера - Галина Родченко, Александра Гладышева, Людмила Реутова… Эти девочки долгое время, вплоть до 1970 года, оставались постоянными членами сборной края. Всех их по праву можно считать заслуженными ветеранами красноярской художественной гимнастики. Тренировались девочки в очень трудных условиях, на протяжении десятка лет, и не изменили ни художественной гимнастике, ни их тренеру.

- А трудностей в начале этого пути, судя по всему, было предостаточно?...

  • Испытаний хватало. Достаточно вспомнить момент, когда руководство «Труда» сократило свой коллектив, и я со своими гимнастками оказалась практически на улице. У нас не было ни зала, ни пианиста. Тем не менее продолжила работу с группой, кстати, по программе мастеров спорта, но уже на общественных началах. Затем, в конце концов, перешли в ДЮСШ «Луч». Но и там хватало проблем. Условия для тренировок в то время были далеки от идеала. Как таковой специальности «художественная гимнастика» не было и в «Луче». Существовала только гимнастика спортивная, а мы - как её ответвление. Поэтому и занимались в зале, оборудованном для тренировок по спортивной гимнастике, - между брусьями и перекладинами, бревнами и гимнастическим конём. Приходилось постоянно отвоевывать для себя пространство в спортивном сооружении. Иногда такая борьба с представителями других видов спорта за тренировочное место доходила и до достаточно абсурдных эпизодов. Однажды, придя в зал, мы обнаружили, что все гимнастические снаряды крепко прикреплены к полу, и мы уже не могли их убрать, сдвинуть в сторону, как обычно это делали раньше. Стресс был, конечно, сильнейший. Но что поделать? И я со своими гимнастками - чемпионками края, членами краевой сборной - была вынуждена тренироваться на одной узенькой полосочке между стеной и снарядом, продолжать готовить своих воспитанниц к выступлениям по программе мастеров спорта.

- «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Эта фраза Ницше очень подходит к Вашему рассказу о трудностях. Ведь, несмотря на тяжёлые условия для тренировок, Вы, сумевшая подготовить более 20 мастеров спорта, на сегодняшний день являетесь, наверное, одним из самых успешных тренеров в истории красноярской художественной гимнастики?

  • Просто я очень любила то дело, которому посвятила свою жизнь. Своей работой я стремилась формировать характер гимнасток, их отношение к жизни, в конечном итоге - их судьбу. Теперь, когда уже не тренирую, я вспоминаю эти радостные, светлые и, наверное, всё-таки счастливые времена, связанные с каждодневной кропотливой работой от «а» до «я». И это перекрывает всё отрицательное, что было в жизни и работе.

- Что можете посоветовать тренерам, работающим сегодня?

  • К сожалению, многие сегодняшние наставники забывают, что художественная гимнастика - это прежде всего красота движений, и для их воспитанниц становится главным заучить множество сложных движений, не особо при этом задумываясь, как они их выполняют. Очень мало спортсменок, которые умеют сохранить, передать выразительность своих чувств, их соответствие музыкальному произведению, под которое они выступают. Необходимо всегда помнить, что художественная гимнастика - это не просто спорт с набором выученных упражнений, а это прежде всего искусство и творчество, умение себя преподать и мастерски выразить суть музыкального текста.

А что касается спортсменов… Один из важнейших моментов в гимнастике для меня - это правильная осанка. В своей работе со студентами, где были и девочки, и мальчики, всегда настойчиво требовала постоянно уделять этому большое внимание. Это моё требование, и, надо признать, они стремились старательно исполнять, даже не на занятиях - когда просто встречали меня в институте (смеётся), сразу невольно втягивали животы и распрямлялись.

Досье:

Галина Борисовна МОСКВИНА (МАРАЩУК), отличник физической культуры и спорта, ветеран спорта, судья Всесоюзной категории. Одна из родоначальниц художественной гимнастики в Красноярском крае. Неоднократный обладатель звания «Лучший тренер» - города, крайсовета «Буревестник», Красноярского края. Родилась в 1933 году в селе Балахна Жигаловского района Иркутской области. Окончила Ленинградский институт физической культуры им. Лесгафта. В Красноярске работала заведующим методическим кабинетом института усовершенствования учителей, преподавателем на кафедрах физического воспитания в Красноярском медицинском и педагогическом институтах, институте цветных металлов, директором ДЮСШ при обществе «Труд» и при ХМЗ. На всех постах совмещала свою работу с тренерской деятельностью. Подготовила более 20 мастеров спорта СССР, более 50 кандидатов в мастера спорта, десятки спортсменов, ставших перворазрядниками, и сотни обладателей младших и юношеских разрядов. За 27 лет тренерской деятельности 22 воспитанницы Галины Борисовны становились победительницами и абсолютными чемпионками в личном и командном зачётах в городе и крае. Например, Галина Родченко была пятикратной чемпионкой края, Елена Лицкевич - трёхкратной, Ольга Федченко и Любовь Баранова - двукратными. Марина Гисич дважды выигрывала чемпионат края в абсолютном зачёте, становилась бронзовым призёром ВЦСПС СССР. Кроме того, Баранова завоевала звание абсолютного чемпиона Центрального Совета физкультуры и спорта, а Лицкевич стала призёром Центрального Совета «Буревестника» в командном зачёте.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА