Новости

В пути за рабочей силой

В пути за рабочей силой

Вместе - любая дорога продуктивнее

Помните аксиому сталинских времён «Кадры решают всё»? Можно по-разному относиться к методам подготовки и устранения кадров 30-х годов прошлого столетия, но фраза, обронённая руководителем нашего государства начала XX века, и сегодня актуальна как никогда. Это ещё раз подтвердили участники круглого стола «Проблемы подготовки кадров для промышленности Красноярского края», который прошёл на Vобщегородской ассамблее.

В последние три года представители всех структур, занимающихся подготовкой или трудоустройством красноярцев, твердят в один голос: региону и краевому центру в частности остро необходимы рабочие. При этом запросы работодателей весьма однозначны: современный труженик должен иметь хорошее практическое образование по своей профессии и суметь быстро войти в производственный процесс. То есть предприятие не хочет тратить лишние месяцы, а иногда и годы на дообучение рабочего.

Как говорят сами производственники, совершенных работников сегодня практически не бывает.

- В крае достаточно большая сеть подготовки рабочих кадров, но сегодня при замещении рабочей силы практически все предприятия заказывают рабочие кадры из-за рубежа, - рассказывает заместитель министра образования и науки Красноярского края Ольга Никитина. - Трудовые мигранты едут из Китая, Турции, Белоруссии, Украины. Инженеры среди них штучный товар, немного техников, специалистов среднего звена, но в основном рабочие. На межведомственной комиссии, которая разрешает выдачу квот на иностранную рабочую силу, я каждый раз доказываю: не нужно предоставлять возможность, например, «Полюсу» использовать трудовых мигрантов, потому что у нас в крае есть собственное учебное заведение, готовящее профильных специалистов.

Иностранные рабочие закрывают кадровые дыры лесоперерабатывающей отрасли, добывающей и других. Как говорит Ольга Никитина, такое пристрастие нашей экономики к трудовым мигрантам - хороший повод задуматься над просчётами начального и среднего профессионального образования.

Только на закрытие вакансий машиностроительной отрасли экономики Красноярского края в нашем регионе было создано достаточно много ссузов и вузов. При этом образовательные учреждения работали в тандеме с заводами. Например, СибГАУ и Норильский индустриальный институт создавались как заводы-втузы. Но в конце прошлого века их связь с производством была потеряна. А сегодня министерство образования края пришло к выводу: необходимо восстанавливать старую систему подготовки кадров, в противном случае все рабочие места на предприятиях займут мигранты.

Большие надежды руководители региона возлагают на реформирование системы профтехобразования. Сейчас все техникумы Красноярья стоят на балансе краевого министерства, улучшилось их финансирование.

- Техникумы крупные - от тысячи до полутора тысяч учащихся в каждом, а потому мы ожидаем выпуска большой армии специалистов со средним специальным образованием, - говорит Ольга Никитина. - Но изменит ли это сложившуюся ситуацию с трудоустройством?

По подсчётам экспертов от образования, сегодня устраиваются на работу по приобретенной специальности лишь малая часть выпускников вузов и ссузов. Например, ежегодно из учебных заведений начального профобразования выпускается 1 208 рабочих машиностроительного профиля, а трудоустраивается 744 - только две трети. Учреждения среднего профессионального образования выпускают ежегодно 261 специалиста, выходят на работу 118. Та же ситуация и с выпускниками вузов. Из 663 выпускников-машиностроителей работают по специальности 447.

Как говорят специалисты, красноярские учебные заведения сегодня не заточены под подготовку и выпуск машиностроительных кадров. Причины находятся объективные: до недавнего времени на машиностроителей не было спроса, многие предприятия просто ушли в небытие. Оставшиеся на плаву пытаются точечно решить проблему подготовки качественных кадров. Например, ОАО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева работает с 14 вузами и тремя ссузами по всей стране. Кадры ИСС начинают готовить буквально со школьной скамьи - разыскиваююет интересующихся темой предприятия ребят, организуют для них межшкольные конференции, интернет-проекты и космическое погружение. Наиболее успешным даже выплачивают стипендию.

- Со второго курса в вузах идёт отбор ребят-целевиков, которые работают уже над конкретными системами космических аппаратов, - рассказывает заместитель генерального конструктора ИСС Сергей Кукушкин. - Мы готовим их под конкретное рабочее место. И процесс адаптации на работе значительно сокращается.

Но это лишь единичный пример. И пока нет массового целевого заказа, мы так и будем приглашать рабочую силу из-за рубежа, считают в министерстве образования и науки.

- Нам необходим люфт в три года, - говорит Ольга Никитина. - Мы должны понимать, какие специальности будут востребованы через три-пять лет, как изменится рынок труда и сколько целевиков необходимо предприятию, чтобы закрыть потребности. Да и в части профессиональных стандартов мы срабатываем на уровне вчерашнего дня. Стандарты существуют у крупных корпораций - нефтяной или никелевой. Остальные отрасли экономики не рассказывают вузам и ссузам, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник.

При этом, как считают чиновники от образования, сами вузы расписать технологическую цепочку не в состоянии. Хорошим выходом из сложившейся ситуации может стать крупное исследование по компетенциям. Красноярский край подал заявку на участие в конкурсе Фонда науки на проведение исследования проблематики несоответствия запросам предприятий специалиста, подготовленного учебным заведением. Подобные экспертизы проводятся в крупных городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Казани. Пятым в этом исследовательском пуле может стать Красноярск.

- После этого появится предмет сравнения, мониторинга, - считает Ольга Никитина. - Но если союз машиностроителей Красноярского края не будет заниматься этой проблемой, мы так и останемся на уровне разговоров.

Заказ на кадры, обеспечение места для стажировки, а также трудоустройство после выпуска - ключевые вопросы, которые необходимо решить сегодня союзу машиностроителей вместе с образовательными учреждениями. Впрочем проблема подготовки качественных кадров не замыкается на предприятиях одной отрасли. Сегодня в развитие оборонных предприятий правительство России вкладывает значительные средства. И, как говорят промышленники, заводы, которые работают на рынке, просто не могут не использовать передовые технологии в части механообработки или сварки.

- В то же время в вузах, ссузах и в учреждениях начального профобразования лабораторная база очень сильно отстаёт от производственной, - говорит заместитель генерального директора ОО «Красмаш» Олег Титов. - И чтобы полноценно работать, необходимо подтянуть базу для подготовки специалистов. Кроме того, нужна система упреждающей подготовки преподавателей, владеющих новыми технологиями. Чтобы к приходу современной техники учителя уже были готовы работать.

Сегодня в образовательных учреждениях края действуют два центра машиностроения - в Красноярске и Сосновоборске. Они только начинают работать, но, как говорят специалисты, уже сейчас потребность в подобных образовательных услугах огромная.

В отсутствие специальных образовательных центров вузы пытаются самостоятельно найти путь на производство. Ведь, по словам специалистов, практика в заводской среде играет огромную роль в подготовке грамотного и сориентированного на свою профессию специалиста.

- Человек должен учиться не только в вузе, необходимо как можно больше вращаться в производственной среде, - считает заведующий кафедрой политехнического института СФУ Михаил Головин. - Поэтому мы открыли кафедру на радиотехническом заводе.

Михаил Петрович говорит, что опыт преподавателей политехнического института позволил вузу стать интересным предприятию не только в плане подготовки кадров, но и в деле решения научно-исследовательских задач. В результате на предприятии студентами была создана интегрированная система документооборота. А преподаватели СФУ ведут подготовку конструкторов, обладающих методом 3-Д моделирования (эта технология активно применяется на радиозаводе).

То есть существуют в Красноярске хорошие примеры решения кадровой проблемы. Вот только слишком разрозненно действуют промышленные предприятия региона и представители образовательных учреждений. Хотя цель у них одна. И, как считают эксперты, дорога к ней будет гораздо короче, если действовать в тандеме.

Сколько выпускников-специалистов машиностроительной отрасли устраиваются на работу по специальности:

Ступень образования

Количество выпускников

Трудоустраиваются по специальности

Начальное профобразование

1208

744

Среднее профобразование

261

118

Высшее профобразование

663

447

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА