Новости

Шлагбаум на дороге к свалке

Шлагбаум на дороге к свалке

Мнение жителей — решающий аргумент против опасных производств

На третьем заседании II сессии депутаты Законодательного собрания Красноярского края сразу в двух чтениях приняли закон “О внесении изменений в Закон края “Об охране окружающей среды в Красноярском крае”. Предваряя обсуждение законопроекта, спикер краевого парламента Александр Усс отметил, что у этого закона — особый статус. Главная его задача — создать реально действующий механизм учёта общественного мнения населения края по вопросу строительства на нашей территории особо опасных промышленных объектов.

Как всем очевидно, поводом для принятия этого нормативного документа явилась ситуация со строительством Енисейского завода ферросплавов. Впервые в крае наблюдалась столь мощная и единодушная негативная реакция людей. Жёсткую позицию заняла и власть — причём всех уровней. Достаточно сказать, что два параллельных законопроекта, призванных оградить красноярцев от попыток навязать им экологически опасное производство, разрабатывались как в ЗС края, так и городским Советом и администрацией Красноярска. Итогом стал консолидированный законопроект, в котором были объединены оба варианта.

Учитывая роль города Красноярска в создании этого документа, Александр Усс предоставил возможность исполняющему обязанности главы администрации краевого центра Эдхаму Акбулатову представить его депутатскому корпусу.

— Принимаемый закон имеет важнейшее значение для всей территории Красноярского края, — отметил Эдхам Шукриевич, — поскольку он создаёт реальный механизм участия красноярцев в вопросах размещения на территории региона экологически опасных производств. Речь не о конкретной ситуации, вызвавшей негативную позицию города и края в отношении строительства завода ферросплавов. Закон — системное решение вопроса о защите интересов населения.

К слову, российское природоохранное законодательство говорит о необходимости учитывать мнение жителей тех территорий, где предполагается строительство опасных объектов. Однако как это делать — закон не прописывает. С другой стороны, действующий градостроительный кодекс позволяет строить подобные объекты без учёта требований природоохранного законодательства. Изменения краевого закона должны решить эту проблему. Правовой акт чётко регламентирует формы и методы изучения общественного мнения и делает эти процедуры обязательными. Отныне ни один проект, вызывающий сомнения с точки зрения воздействия на здоровье человека и окружающую среду, без широкого общественного обсуждения не пройдёт.

Новый закон чётко классифицирует опасные промышленные объекты. В частности, в перечень входят производства, работающие с расплавами чёрных и цветных металлов и сплавов на их основе.

Для усиления гражданского контроля предполагается создать Краевой общественный совет по охране окружающей среды при правительстве региона. Предполагается, что не менее половины мест в нём займут представители общественности, в том числе из научной среды. Таким образом, создаётся механизм независимой экологической экспертизы. Ещё одна новация — публичные слушания и общественные обсуждения по этим вопросам будут производиться не только в тех муниципальных образованиях, на территории которых предполагается строить новые производства, но и в соседних муниципальных образованиях, территория которых может быть затронута деятельностью опасных производств.

— Закон позволит красноярцам чувствовать себя защищёнными в собственном доме, — подытожил выступление Эдхам Акбулатов.

К слову, проведение авторитетной экологической экспертизы и учёт общественного мнения при реализации потенциально опасных проектов, возможно, станет нормой для всей нашей страны. Эти инициативы, предложенные красноярцами, рассмотрены в Государственной думе и Совете Федерации и получили положительную оценку. 75 российских регионов уже поддержали такую идею. А это значит, что в ближайшее время будут внесены изменения и в федеральное природоохранное законодательство, чтобы поставить барьер тем, кто в погоне за прибылью пытается протащить на территорию России экологически вредные производства.

Впрочем, на сессии прозвучали и более радикальные мнения. Депутат Олег Пащенко поинтересовался, почему опасные производства должны отстоять от населённых пунктов на 60 километров, а не, к примеру, на 600. И почему мы их вообще разрешаем строить? Крайности, конечно, вызывают споры. В данном случае оппоненты подняли на щит известный тезис о ребёнке, которого выплеснули вместе с водой. А именно: не загоним ли мы в пятый угол нашу индустрию, если будем слишком педалировать экологическую тематику. Однако спор не разгорелся, поскольку депутат Алексей Клешко чётко и жёстко поставил в нём точку, напомнив, что заботы о развитии отечественной индустрии привели к строительству Красноярской ГЭС и алюминиевого завода в черте миллионного города. Экологические последствия этих проектов всем известны.

— Нам необходима объективная и независимая экологическая экспертиза таких проектов, — сказал депутат, — и максимальное вовлечение людей в их обсуждение.

Что же касается опасений, что природоохранные законы остановят развитие отдельных отраслей промышленности, то ничего фатального в этом нет. Сегодня многие страны прямо запрещают строительство на своей территории определённых промышленных объектов. К примеру, ряд государств отказались от развития атомной энергетики. При этом правительства этих стран прекрасно понимали всю экономическую выгодность развития ядерного сектора. Однако население было против, а в демократическом государстве правительство, игнорирующее общественное мнение, может сразу подавать в отставку.

Разумеется, наивно думать, что новый краевой закон сразу решит все экологические проблемы Красноярья. Хотя бы потому, что он относится лишь к тем предприятиям, которые ещё только предполагается создать. А ведь существуют старые и не менее вредные. Да и тенденция выноса “грязных” производств в развивающиеся страны — общемировая. Но важно, что наше общественное мнение достаточно ясно обозначило — красноярцы не хотят быть гражданами третьего мира и третьего сорта.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА