Новости

В пятьдесят «Молодость» только начинается

В пятьдесят «Молодость» только начинается

Самодеятельность может быть профессиональной

Не каждый самодеятельный коллектив может похвастаться полувековой историей. Созданный ещё в 1962 году ансамбль «Молодость Енисея» по-своему уникален. Когда-то он был открыт при молодёжном общежитии завода «Красмаш». Руководство предприятия поддерживало интерес работников к самодеятельности, нашлось немало энтузиастов, желающих заниматься танцами.

Звание народного этот коллектив получил одним из первых в нашем крае, но в девяностых годах практически распаля. Позже пришлось создавать ансамбль практически заново. На новый уровень коллектив вышел после того, как его художественным руководителем стал заслуженный работник культуры РФ Александр Зуев, в ансамбле «Молодость Енисея» он с 2001 года. Александр Федотович личность колоритная, на сцене уже больше пятидесяти лет - с тех пор как увлёкся танцами ещё ребёнком. За эти годы он работал со многими крупными и известными коллективами нашего края. Строгий, в некоторых вопросах даже суровый, но при этом очень обаятельный и интересный человек. Ученики говорят о нём с почтением и любовью. В коллектив попасть несложно, говорит художественный руководитель, трудно удержаться. Дело не в каких-то интригах между танцорами или атмосфере, от человека требуются желание и готовность постоянной работы над собой. Ансамбль хотя и самодеятельный, но спрашивает с учеников наставник строго.

- За своих воспитанников я ручаюсь. Они прошли такую школу, что и в творчестве, и в работе, и в семье у них будет всё хорошо, - рассказывает Александр Зуев. - Это личности, настоящие граждане своей страны. Они умеют чувствовать, умеют дружить.

Александр Федотович уверен, что наставнику нужно самому быть примером и требовать в первую очередь с себя. Осуждаешь лень, запрещаешь вредные привычки - значит, самому нужно соответствовать заданной планке. А ещё, как банально ни звучало бы, нужно любить то, что делаешь.

По-настоящему народный танец невозможно исполнить с холодным сердцем, он должен быть искренним, поскольку рассказывает нам о самом сокровенном, что составляет сущность национального характера. Уже несколько десятилетий наши коллективы покоряют весь мир настроением, виртуозным исполнением сложнейших рисунков, трюков. Зрители всегда отзываются на эмоциональное, задорное, выступление, в котором много энергии. За три-четыре минуты артисты рассказывают целую историю, и это могут быть разные темы - о взаимоотношениях людей, курьёзные случаи, бытовые зарисовки и даже история государства.

- Народная культура - это наши корни, а без них мы существовать не можем. Нас просто не будет как народа, - Александр Федотович о деле всей своей жизни всегда говорит эмоционально. - Народные коллективы поддерживались даже в войну. Это не просто ансамбли, это музеи, где бережно сохраняется то, что было накоплено веками.

Интерес к народному танцу у молодёжи есть, уверен Александр Федотович, просто многие в принципе не знают о таком виде искусства, им зачастую негде это увидеть. Сейчас можно легко познакомиться с брейком, сальсой, бальными танцами, но русский народный танец особенный. Когда дети, молодые люди даже случайно знакомятся с ним, остаются в лёгком шоке. Было немало случаев, когда вот такие удивлённые и восхищённые зрители говорили артистам: «Мы даже не знали, что такое бывает».

С народным танцем можно и нужно экспериментировать, считает хореограф. У Александра Федотовича уже есть такой опыт. Однажды его коллективу предложили выступить в одном из красноярских ночных клубов. Художественный руководитель поначалу сомневался - всё-таки формат такого заведения и народный танец как-то, прямо скажем, не очень сочетаются. Но рискнул. Выступали с тремя номерами. Вышли после полуночи, посетители, понятное дело, уже в разгорячённом клубной музыкой настроении. Первый номер приняли внимательно, но всё равно настороженно. Второй и третий - уже на ура. Зажгли так, что форматные для клуба артисты позавидовали бы. Реакцией зрителей и результатом творческого эксперимента танцоры остались довольны. Но главные сценические площадки для ансамбля - это родной Дворец культуры имени 1 Мая, городские и краевые мероприятия.

Сегодня ансамбль «Молодость Енисея» - это тридцать танцоров от семнадцати до тридцати двух лет. Хореографией они занимаются в свободное от основной работы время. В коллективе люди самых разных профессий, были милиционеры, сейчас есть налоговый инспектор, сотрудник стройнадзора. Анастасия Марченко, например, помощник депутата Законодательного собрания. Днём у девушки кабинетная работа с обращениями, приёмами посетителей и поручениями, а вечерами, три раза в неделю, Анастасия спешит на репетиции. Причём такой режим её не утомляет. Был период, когда девушка одновременно получала два высших образования, вела в детском саду хореографию и занималась танцами сама. Вот тогда было непросто, но помогли качества, воспитанные годами упорных занятий. Ещё в пять лет Анастасия пришла в ансамбль «Рябинка», занималась там до самого выпуска, а в одиннадцатом классе встала перед сложным выбором. Пришлось решать, продолжать ли заниматься хореографией уже профессионально или учиться в вузе и совмещать, а может быть, вообще оставить танцы? Какое-то время девушка склонялась к третьему пути. Но привязанность к любимому делу была так велика, что Анастасия выбрала и учёбу, и танцы в ансамбле «Молодость Енисея». Теперь она по первому образованию специалист по рекламе, по второму - переводчик английского языка. А танцы - это призвание и увлечение на всю жизнь.

- Усталость, пробки на дорогах, какие-то неприятности сразу забываются, как только я приезжаю на репетиции, - говорит Анастасия. - Иногда сил нет, хочется домой, но преодолеваешь себя и получаешь невероятный заряд бодрости. Народная культура, традиции - это особая энергетика. Мне важно чувствовать себя частичкой чего-то большого и великого.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА