Новости
Откуп от казармы
Какую альтернативу предлагают срочникам
Рано или поздно перед каждым молодым человеком, живущим в России, встаёт вопрос: готов ли он к службе в армии? Согласен ли он посвятить целый год своей жизни защите Отечества? Что делать — бегать или служить?
Пожалуй, лет тридцать назад за такого рода рассуждения могли бы придать анафеме. Но сегодня патетика патриотизма для многих отступает на второй план: терять драгоценный год многим кажется просто нерациональным. Да, государство готово предоставлять дембелям определённые привилегии, да, о развитии социальных лифтов для тех, кто отдал свой долг Родине, сегодня говорят на самом высоком уровне, но, увы, этим гарантиям верят далеко не все, о чём свидетельствует высокое количество уклонистов.
Так что не случайно депутаты Госдумы из года в год предлагают альтернативные жизненные пути для вчерашних выпускников ССУЗов и ВУЗов. Если раньше это была отсрочка в связи с поступлением в аспирантуру, трудоустройством в полиции или гражданская служба, то теперь рассматривается возможность введения своеобразного откупа от армии. В частности, зампредседателя думского Комитета по обороне Франц Клинцевич предложил обложить ребят, не желающих служить в армии, ежемесячным налогом в 13 процентов от полученных доходов. Вырученные средства планируют направить на поддержку Вооруженных сил. При этом финансовая повинность, по мнению депутата, должна продолжаться вплоть до наступления пенсионного возраста.
Естественно, законопроект уже получил изрядную долю критики. Но при этом инициатива была одобрена Министерством обороны, которое намеревается под угрозой финансового обременения призывников увеличить ряды военнослужащих.
— С каждым годом количество призывников уменьшается, — делится заместитель начальника отдела по призыву крайвоенкомата Анатолий Савосин. — Если два года назад по плану за год нам нужно было призвать на службу 32 тысячи человек, то сейчас всего 13—15 тысяч. Это в первую очередь связано с демографической ямой, в которой несколько лет назад находилась наша страна. В то же время значительно выросло и количество уклонистов. На данный момент порядка полутора тысяч человек из нашего края всеми правдами и неправдами пытаются избежать службы в армии. Причём заметное большинство этих ребят проживает в крупных городах региона и в первую очередь в Красноярске. В краевом центре есть возможность найти квартиру, которую нетрудно снять в аренду без прописки.
Они могут также без проблем устроиться на работу — многие предприниматели даже не смотрят, состоит молодой человек на воинском учёте или нет, им всё равно.
По словам Анатолия Сергеевича, причиной роста уклонистов стала реформа полиции: теперь органы внутренних дел стали меньше взаимодействовать с военкоматами по розыску призывников.
От призыва ребята бегают по разным причинам. Одни просто не хотят терять время, другие, получившие высшее образование и устроившиеся на работу, боятся, что за ними не сохранится рабочее место. Есть и такие уклонисты, которые негодны по состоянию здоровья: если бы они прошли комиссию, их бы давно списали в запас, но они опасаются, что их кто-то насильно заставит служить. Что касается дедовщины, то эта причина после того, как ввели службу в один год, ставится на последнее место.
— Неуставные взаимоотношения сегодня уже стали редкостью, — уверяет Анатолий Савосин. — В доказательство могу привести такой показатель: если раньше в нашем крае были сотни случаев самовольного оставления части, то сегодня такие происшествия единичны. Но надо сказать, что в настоящее время под дедовщиной многие молодые люди понимают не то, что подразумевалось раньше. Из домашних условий они попадают в мужской коллектив, где надо рыть окопы, обслуживать технику, заниматься хозработами. И когда им приказывают что-то делать, они это воспринимают болезненно, считая, что по отношению к ним проявляются неуставные отношения.
Как рассказывает специалист, военкомат постоянно направляет материалы в прокуратуру для привлечения уклонистов к административной и уголовной ответственности. Совсем недавно в мае в Северо-Енисейском районе молодого человека оштрафовали на 90 тысяч рублей. До того в Зеленогорске с другого призывника взыскали 150 тысяч. Суммы немалые, но на самом деле это ещё цветочки. Согласно Уголовному кодексу максимальное наказание для уклонистов гораздо серьёзнее: либо штраф в размере 200 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до двух лет (как правило, суды, учитывая смягчающие обстоятельства, дают призывникам один год условно). Хотя тех, кто принципиально не желает идти служить, угроза отдать большие деньги или получить срок не останавливает. Ведь ловят далеко не всех уклонистов. Зато с введением налога для тех, кто не желает отдать свой воинский долг Родине, так просто пересидеть “опасное” время уже не получится, за всё придётся платить. Вот только вряд ли такая инициатива найдёт поддержку.
— Я сомневаюсь, что Госдума примет закон о введении 13-процентного налога на службу, — считает Анатолий Савосин. — Платить до 60 лет — это нереально. Но сама по себе идея неплохая, и многие страны СНГ пошли по такому пути. К примеру, в Казахстане поступили следующим способом: там человек проходит месячные военные сборы и оплачивает разовую сумму за то, чтобы не служить в армии. С этого момента он считается демобилизованным.
В комитете солдатских матерей края во многом согласны с военкомом: законопроект имеет множество недостатков. Как, например, взыскать налог, если парень официально не трудоустроен и получает зарплату в конвертах? Или что делать человеку лет в сорок, если он передумал платить налог и захотел отслужить, а здоровье у него уже не то?
— Пока что матери или призывники не обращались к нам на эту тему. Но я думаю, что скорее всего законопроект не воспринимается ими всерьёз, — говорит заместитель председателя комитета солдатских матерей Нина Речкалова. — Я тоже, честно говоря, не представляю, что его возможно претворить в жизнь. Ведь, по сути, это легализация взятки. А кому тогда служить? Сейчас призывников не хватает, много уклонистов, много больных, а весной поступающих в вузы. И как тогда набрать необходимое количество человек? Я считаю, что армия должна быть контрактной, тогда и проблема с призывом отпадёт сама собой.
Сегодня многие матери не хотят отпускать сыновей в армию. И дело здесь даже не в отсутствии патриотизма. В настоящее время редко кто имеет двоих и тем более троих детей. А воспитывая одного, вкладывая в него все свои силы, свою душу, вряд ли согласишься отправлять его туда, где реально опасно. Раньше на Руси семьи были многодетные, и если мать лишалась своего ребёнка, то её горе не было таким безутешным. Сегодня же это сродни самоубийству. Так, например, в этом году уже не вернётся домой паренёк из Абанского района, единственный ребёнок в семье. Проходя службу во Владикавказе, при разгрузке техники он попал под колёса грузовика и погиб на месте. Несчастный случай, завершивший его жизнь, стал результатом даже не военных действий, а простой халатности.
В истории России были случаи, когда за парня, призванного в рекруты, шёл другой, и этому другому семья платила деньги. Возможно, что в условиях рыночной экономики это могло бы стать ещё одной альтернативой срочной службы. В таком случае, учитывая, что зарплата контрактника на должности рядового 25 тысяч рублей в месяц, откуп составил бы в год 300 тысяч рублей. Но пока что это фантазии прошлого, а в настоящем идёт речь о не менее суровых ежемесячных процентах до выхода на пенсию.