Новости
Не ограждайте их от жизни
Учиться быть такими как все
Лето, солнце свежий воздух, вид на зелёные базайские горки… И ещё — много игр, конкурсов, состязаний и общения с другими ребятами. Всё это теперь доступно красноярским детям с ограниченными возможностями.
С прошлого года дети-инвалиды краевого центра стали участниками уникального муниципального проекта, который реализует городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Радуга”: второе лето в обычных загородных лагерях создаются смены, где отдыхают вместе с обычным здоровыми детьми и ребятишки-инвалиды. В этом году такая смена открылась в загородном оздоровительном комплексе “Гренада”.
— На смену заехали тридцать детей с инвалидностью, — рассказывает Зоя Бердникова, директор центра “Радуга”. — В этом году отдыхают ребятишки от пяти до двенадцати лет, диагнозы у них разные: детский церебральный паралич, аутизм… Понятно, что с бытовыми проблемами самостоятельно таким детям справиться непросто, поэтому отдыхают они в “Гренаде” вместе с родителями, чаще всего это мама или бабушка. То есть на семью выделяется бесплатная путёвка на двоих.
Жизнь для всего лагеря идёт в плотном графике. И для спецотрядов не делается исключения: побудка, утренние процедура, зарядка, поход в столовую, спортивные состязания, дискотеки, творческие конкурсы, работа студий и кружков, викторины, концерты… Всё кругом кипит, бурлит, движется, каждый день приносит что-то новое, поэтому не приходится скучать и плакаться на жизнь. Ребятишки с особыми потребностями живут рядом со здоровыми, участвуют во всех отрядных делах, читают стихи, поют, танцуют, участвуют в спортивных соревнованиях. Территория “Гренады” велика, и повсюду дети. И среди непрерывного броуновского движения не сразу замечаешь “других” ребят, передвигающихся на колясках или с помощью взрослых.
К созданию такой интегрированной среды, где вместе были бы обычные и дети с проблемами здоровья, поясняет Зоя Бердникова, цёнтр шёл несколько лет.
— Мы специально создавали площадки, куда приглашали братьев, сестёр ребятишек с инвалидностью, — поясняет Зоя Валерьевна. — Изучали опыт подобной работы на примере деятельности общественных организаций. Очень полезной и любопытной для нас оказалась практика такой общественной организации, как “Открытые сердца”, которая постоянно старалась погрузить детей-инвалидов в обычную жизненную ситуацию.
Когда мы приехали в “Гренаду”, мальчишки и девчонки закончили репетицию театрализованного представления по сказкам Пушкина. (На днях у классика был день рождения, и в лагере решили его отметить, поставив произведения поэта на сцене.) Но и после репетиции отдыхать не пришлось. Едва дети с родителями дошли до своих корпусов, здесь их ждало следующее развлечение. Воспитатели затеяли для них игру, детей и родителей поделили на две команды. В эстафете участники должны были добежать до невода и прикрепить на него цветную рыбку — какая команда сделает это быстрее, та и победит.
— Дети буквально на глазах оживают, — говорит мама десятилетнего Данила Галина Николаевна. — Вместе с отрядом выходят на сцену, поют, танцуют, читают стихи, улыбаются, происходит живое общение, чего так не хватает нашим ребятишкам в городе. У моего сына аутизм, он учится в коррекционной школе (а многие ребятишки с инвалидностью находятся на надомном обучении), но нам всё рано не хватает общения со сверстниками. Здесь он идёт на контакт не только с детьми из нашего отряда, но с обычными ребятами. И если они спокойно принимают его, общаются с ним, то он начинает с ними играть. И это для нас серьёзное достижение. Ещё очень важный момент: здесь мы знакомимся с семьями, оказавшимися в подобной жизненной ситуации, когда в доме ребёнок-инвалид. Даже после того, как мы разъезжаемся по домам, мы продолжаем дружить, общаться и поддерживать друг друга.
Надо сказать, что во время таких смешанных смен ни разу не было ситуации, когда бы здоровые дети некорректно повели себя по отношению к ребятишкам с ограниченными возможностями. Наоборот, обычные мальчики и девочки относятся поначалу довольно бережно к тем, кто в силу обстоятельств не может встать с коляски и побежать вместе со всеми играть в футбол, а со временем привыкают и уже общаются как с равными. И в этом нет ничего удивительного, считает заместитель начальника отдела семьи и учреждений социального обслуживания населения главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска Ирина Туронок.
— Дети, как правило, принимают модель поведения взрослых, — поясняет Ирина Антоновна. — Здесь, в лагере, они не видят для себя отрицательных примеров и ведут себя очень достойно. В последнее время в понимании проблем людей с ограниченными возможностями происходят позитивные изменения. Социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат: общество начинает не просто жалеть или сторониться инвалидов, а относиться к ним как равным. Летний отдых детей с ограниченными возможностями — один из важнейших этапов их реабилитации. Им нужно не только санаторно-курортное лечение, но более насыщенный досуг, который бы способствовал обогащению и развитию духовного мира необычных ребят. Поэтому необходимо совершенствовать работу по организации каникулярного времени детей-инвалидов, вводя в практику новые формы работы.
Наталья БОБРОВА, руководитель главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска:
_— Семьи, где воспитывается ребёнок с ограничениями здоровья, испытывают особую потребность в социальных, реабилитационных услугах. И в Красноярске им оказывается целый спектр услуг, ориентированных на создание условий для преодоления изолированности детей, их социализации, самореализации. Отдых детей-инвалидов в интегрированных выездных сменах в обычных оздоровительных лагерях — одно из направлений этой работы, которое предусмотрено городской целевой программой “Успешная семья — успешный город”. В прошлом году был первый такой опыт. Он оказался удачным. _