Новости

Напишу главному

Напишу главному

Определён чёткий распорядок смены лечащего врача

Ситуации, когда пациент и врач не сходятся характерами, к сожалению, встречаются нередко. Разрешить подобные конфликты призван новый документ, вступивший в силу неделю назад.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ впервые чётко определён порядок выбора и смены пациентом лечащего врача. По утверждённому регламенту определиться с лечебным учреждением и специалистом имеют право совершеннолетние граждане. За детей доктора выбирают их родители или законные представители.

Порядок таков: в случае необходимости замены лечащего врача пациент с письменным заявлением должен обратиться к руководителю медицинской организации. В своём обращении нужно указать причины такого решения. Их документ никак не регламентирует. Так что объяснения могут быть самыми разными — от конкретного конфликта до недоверия к врачу и сомнений в его профессионализме.

Руководитель медицинской организации или её подразделения в течение трёх рабочих дней со дня получения заявления должен объяснить пациенту в письменной или устной форме, какие возможности есть в учреждении.

Уже на основании этой информации пациент выбирает врача.

В случае требования о замене лечащего врача при оказании специализированной медицинской помощи алгоритм действий тот же.

— По этой же схеме мы действовали и раньше, если у пациента возникала необходимость поменять врача, — говорит главный врач поликлиники № 6 Наталия Павлова. — Но у нас был более упрощённый порядок, как только поступало заявление — быстро его рассматривали. Случаев, когда пациент требует поменять врача, у нас единицы. В год поступает два-три таких заявления. Обязательно выясняем причины недовольства пациентов. Как правило, проблема в том, что люди не могут найти общий язык. Но было и так: человек что-то недопонял в разговоре с врачом, остался недоволен, позже ему всё разъяснили — и конфликт разрешился.

Сам приказ небольшой и состоит всего из восьми пунктов. Последний гласит о том, что выбрать врача вы можете с учётом его согласия. То есть если специалист, к которому вы хотите попасть, загружен, вам придётся общаться с прежним врачом.

Приняв решение сменить лечащего врача, нужно понимать, что нагрузка на специалистов в государственных медицинских учреждениях сегодня очень велика. Да, теоретически у вас есть право выбора, но на практике его порой осуществить сложно.

— У меня были вопросы к нашему участковому педиатру, — рассказывает Ксения Храмченко, жительница Советского района. — Мне она показалась невнимательной к своим пациентам. Причём это не только моё мнение, к ней есть вопросы и у других семей. Однако поменять участок мы не смогли, поскольку у остальных педиатров и без нас огромная нагрузка. Скандалить не хочется, поэтому приходится для соблюдения всех формальностей ходить к прежнему участковому, а для собственного спокойствия консультироваться в частной клинике.

Новый документ уже вызвал споры. В больших городах проблема выбора врача ещё как-то решаема, а вот что делать жителям сельских районов, где один фельдшер на всю многокилометровую округу? Кроме того, порядок выбора врача касается не только поликлиник, но и стационаров. То есть у пациента есть возможность решить, кому довериться, например, на плановую операцию. Теоретически вы можете воспользоваться этим правом, выбирая между врачами соответствующего профиля, но опять же нужно учитывать загруженность специалистов. Хирург не может работать в режиме военного госпиталя, сутками оперируя всех желающих попасть именно к нему.

Право выбора пациентом лечащего врача прежде закрепляли два документа, объясняет Галина Иванова, генеральный директор медицинской страховой организации “Надежда”. Это закон о медицинском страховании и закон об основах охраны здоровья граждан. Они позволяют пациентам выбирать и врача, и медицинское учреждение. Но вот пошагово расписан механизм этих процедур не был.

— Новый приказ подробно регламентирует порядок действий, — считает Галина Иванова. — И важный момент в том, что выбор пациент может осуществить только с согласия врача. Порядок утверждён совсем недавно, поэтому обращений в страховую компанию, касающихся именно этого приказа, ещё не было. Но вопросы о смене лечащего врача у пациентов медучреждений возникают регулярно. Связаны они и со сменой места жительства, и с вопросами этического характера. Каждая ситуация решается индивидуально.

И ещё один важный момент. Пациент не всегда в состоянии адекватно и объективно оценить качество и эффективность назначенного лечения. Для некоторых людей гораздо ценнее личные отношения, чем профессионализм. Для иного пациента врач, назначивший наибольшее количество таблеток, уже “хороший специалист”, а тот, кто не направил при фурункуле на томографию, “плохой и невнимательный”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА