Новости

Влад Минин: “На Западе дороги идеальны и скучны”

Влад Минин: “На Западе дороги идеальны и скучны”

Журналист, член русского географического общества Влад Минин известен своими необычными и рискованными экспедициями. Именно он первым в мире совершил самое длительное одиночное путешествие на мотоцикле вокруг света. В одиночку покорил Аляску, проехав от Анкориджа до Берингова моря на снегоходе. Провёл автопробег от Москвы до вулкана Ключевский на Камчатке. Сейчас Влад постоянно проживает в Майами и на днях посетил Красноярск в рамках исследовательского проекта “10000 вёрст”.

— Путешествуя по неизвестным дорогам России (которых нет на карте), я собираю материал для документального фоторепортажа “Россия без прикрас. История в лицах”. Специально для проекта в США изготовлен супервнедорожник, на котором мы стартовали из Владивостока и движемся в Москву. Путь наш лежит через заповедники, болота, горы. Едем мы в основном по просёлочным дорогам, которые вдали от федеральных трасс, и посещаем деревни и сёла с целью посмотреть, как и чем живут люди в российской глубинке.

— И как вас встречают сельчане?

— Я очень серьёзно отношусь к вопросу нашего прибытия в ту или иную деревню. Понимаете, мы (я и мой оператор) путешествуем на очень большой и необычной машине, да ещё и чёрного цвета. К тому же выглядим довольно современно. Отсюда встаёт важный морально-эстетический вопрос: а не привозим ли мы в глубинку агрессивную культуру городов? Поэтому я прилагаю массу усилий, чтобы войти в контакт с людьми, чтобы объяснить, что пришёл к ним с добром. Мы ничего не хотим ни забрать, ни привнести что-то новое, мы просто наблюдатели. При этом всегда готовы оказать помощь, если это необходимо. Также нам интересно поселиться у кого-нибудь дома, окунуться в местный быт, чтобы лучше понять людей.

— Вы уже останавливались у кого-то из деревенских жителей?

— Да, на Байкале мы гостили у настоящей бурятской семьи. Причём, я считаю, что наша встреча с главой семьи Толиком Ивановым (это действительно коренной бурят, можете не сомневаться) была предопределена свыше. На восточном берегу Байкала туризм развит слабо. Многие жители сёл, расположенных возле известного во всём мире озера, сдают путешественникам часть своего дома. Изначально мы и искали именно такой вариант, проехали много деревень, но где-нибудь поселиться нам никак не удавалось. И вот вконец уже измотанные и порядком уставшие, встретили Толика, и я обратился к нему: “Скажи мне, пожалуйста, может быть, мы в чём-то провинились перед духами (хотя во всех священных местах бурятской земли останавливались, бросали денежку, брызгали спиртом) и сделали что-то не так, потому что целый день у нас ничего не получается? Проехали более ста километров, а поселиться нигде не удалось!” И тогда Толик предложил нам остановиться у него, на что мы с радостью согласились. Он показал нам своё хозяйство: корову, свиней, коз. Мы кололи дрова, сами топили печь. Толик кормил нас своей едой, рассказывал и показывал, как и чем живут люди в сельской местности.

— В деревенском быте вас что-нибудь удивило? Возможно, что-то вызвало резко отрицательную оценку?

— Отрицательных оценок не могло быть в принципе. Потому что уже изначально мы поставили себе задачу: не смотреть на плохое, отмечать только положительные стороны. И больше всего меня удивило собственное открытие — насколько мы, горожане, обременены вещами. Мы зависим от каких-то трендов, веяний моды, думаем постоянно о работе, кредитах. Строим миллионы различных планов. В деревне всё иначе, там совершенно другое измерение. Сельчане — неспешные, добрые и открытые люди. Они живут в простоте и этим счастливы. Они пользуются только самым необходимым для жизни, им не нужны плазменные телевизоры. Никто из них не собирается копить деньги на огромный холодильник. А если их спросить, к примеру, о том же трёхкамерном холодильнике — нужен ли им такой? Люди удивлённо разведут руками: “Зачем, у меня вот есть маленький, которого мне вполне достаточно”.

— О чём ещё вы расспрашиваете жителей нашей глубинки?

— Есть три основных вопроса, которые я задаю всем, кого встречаю. Первый: любите ли вы свою деревню? Затем я интересуюсь, есть ли желание покинуть своё село. И третий мой вопрос: что для вас Родина? В большинстве своём люди из деревни уезжать не собираются, они просто хотят улучшить условия проживания. Городской образ жизни для них абсолютно не подходит. Жители деревень объясняют это так: “Здесь всё моё — поле, речка, дом на земле. Здесь мой труд, работа, здесь я родился и вырос, здесь родились мои дети!”

Кстати, сельчане очень сожалеют о том, что молодёжь уезжает в города. Но сейчас наблюдается положительная тенденция — некоторые молодые люди, получив образование, всё же возвращаются домой, в деревню. И это прекрасно, ведь молодые специалисты приезжают с новыми знаниями, начинают развивать сельский быт, принося в него современные технологии.

— Встретилось ли на вашем пути что-нибудь, что потрясло до глубины души?

— В России меня всегда потрясает природа, возможность добраться до самой её сути, то есть до первоприроды. На планете таких мест осталось не так уж и много. В этом отношении сейчас меня действительно изумляют заповедные зоны Приморского края. И здесь, в Красноярском крае, мы ехали через леса и болота, тоже соприкасаясь с естественной первоприродой. Такая непосредственная близость с ней позволяет почувствовать её огромную энергию. Ты уже не Творец, не владелец этого мира, ты — маленький ребёнок, всего лишь дитя природы. Это ощущение несравнимо ни с чем, оно просто потрясающее. Именно за этим чувством я когда-то ехал на Аляску, на Беренгов пролив, в Патагонию и, конечно же, в Россию, где природа просто великолепна!

— А что вы скажете о наших дорогах в сравнении, скажем, с Майами, где вы живёте?

— В Америке везде дороги идеальны, и этим самым они ужасно скучны и безынтересны. Это просто монотонное передвижение из точки А в точку Б. Там нигде нельзя просто так съехать на грунт, для этого необходимо специальное разрешение. А если таковое есть, значит, в месте остановки будет много народу и суеты. В России можно ехать в любом направлении, сворачивать на просёлочную дорогу и получать безграничное удовольствие. Огромная страна, где столько мест, которые ещё ждут своего открытия. Так что я полностью солидарен с девизом русского географического общества: “Откроем Россию заново”. Но при этом надо отдавать себе отчёт, что, путешествуя, мы несём большую ответственность за экологию. Необходимо заботиться о природе и наносить ей минимальный ущерб: убирать за собой мусор, передвигаться на соответствующем транспорте, чтобы свести к минимуму повреждение грунта и так далее…

— Сейчас наши читатели прочли эти строки и сказали примерно так: “Ну, конечно, на супервнедорожнике-то чего не путешествовать! А ты попробуй по бездорожью на какой-нибудь иномарке с низкой посадкой проехать!”

— Два года назад я умудрился проехать всю Россию на таком гламурном автомобиле, как Мини Купер, да ещё с беременной женой, дочерью семи лет и собакой. Мини Купер — капризная машина как раз с низкой посадкой, с низкопрофильной резиной и довольно требовательная к качеству бензина. Проект тогда назывался “Мини-побег”, и его осветили СМИ многих стран, потому что никто никогда и не подозревал, что Россию, известную своими славными дорогами, можно пересечь на Мини Купере. У нас это получилось, значит, и другие тоже могут это сделать. Я, к слову, тогда останавливался и в Красноярске. Был у вас и в конце 90-х. С тех пор многое изменилось, город растёт, развивается. Сейчас мы поселились в гостинице “Красноярск”, оттуда потрясающий вид на Енисей, а ваши поющие фонтаны — просто шедевр! Мы уже успели прогуляться по городу по пешеходным мостам, были в лесопарковой зоне, на проспекте Мира. Удивляет, насколько Красноярск активно себя ведёт, я бы сравнил его с Петербургом: модные люди ездят на велосипедах, на роликах, гламурные машины и так далее.

— Радует, что Красноярск произвёл на вас такое впечатление! Но как-то у вас всё уж слишком ладно да гладко получается, что для нашей страны удивительно и непривычно. Неужели за всё время вашего пути от Владивостока до Красноярска с вами совсем ничего не случалось такого, чтобы хоть как-то выбило вас из колеи: сломалась машина, нахамили и так далее?

— С нами, действительно, ничего плохого не происходило. Всё зависит от настроя. Если ты считаешь, что кто-то тебе что-то должен, что это плохо, это ещё хуже, именно так и получится. Наши мысли материальны. Поэтому, если ты генерируешь позитив, то ничего плохого с тобой не произойдёт. За время нашего путешествия нас останавливали много полицейских, они нас приветствовали, улыбались, вежливо нас расспрашивали и интересовались, не нужна ли нам какая-нибудь помощь с их стороны. Нас гостеприимно принимают в городах и сёлах, мы знакомимся с замечательными и интересными людьми. Так что излучайте позитивную энергию, и тогда всё у вас будет хорошо!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА