Новости
Атавизм у кромки поля
Буйство фанатов — кричащие толпы по ночам, драки и потасовки, брошенные во время игры файеры, провоцирующие речёвки и баннеры… Кажется, что после поражения сборной России от греков страсти поулягутся, и простые граждане наконец дождутся тишины и покоя. Но прошедший чемпионат — далеко не последний. А потому вопрос, насколько оправдано такое поведение болельщиков, остаётся всё таким же актуальным.
Можно ли говорить о культуре боления в нашей стране, и насколько справедливо решение дисциплинарного комитета УЕФА лишить нашу команду шести условных очков в отборочном цикле на следующий чемпионат Европы? На эту тему рассуждают участники круглого стола, прошедшего в редакции “Городских новостей”.
— Во время проведения чемпионата Европы жители центральных улиц города нередко жаловались на болельщиков, нарушающих их покой. Нельзя ли полиции усилить режим в такие футбольные праздники?
Александр Кардава:
— Как и любой гражданин российский, болельщик, прежде всего, должен быть законопослушным. Думать необходимо не только о победе или поражении своей команды, но и об окружающих. Во время проведения крупных спортивных состязаний в Красноярске общественный порядок ставится на особый контроль, потому что молодые люди злоупотребляют алкогольными напитками, нарушают правила дорожного движения, тишину и покой граждан. Но надо сказать, что грубых нарушений — я имею в виду драк и потасовок — у нас не происходит. Естественно, сотрудники ГИБДД за тем, кто высунулся на полторса из машины и размахивает флагом, гоняться не будут, дабы не спровоцировать ещё и ДТП. Но когда толпа идёт, кричит, свистит, нарушает тишину и покой с 23 до 7 утра, мы действуем в соответствии с законом. Сначала, конечно, предупреждаем, но следующий шаг — это привлечение к административной ответственности.
— Нельзя ли организовать трансляцию чемпионатов, к примеру, на острове Татышев или Отдыха, где никто бы никому не мешал? Там болельщики могут и вволю кричать, не нарушая покой других горожан.
Дмитрий Костюнин:
— У нас были опыты проведения массовых трансляций, в том числе и в прошлом году. Но для этого должно быть желание самих жителей города, которое было бы оформлено в официальную заявку и передано на согласование в департамент общественной безопасности. На сегодня таких массовых обращений в Красспорт не поступало. И это в принципе понятно, потому что все матчи сборной России в прямом эфире транслируются в три часа ночи. Это достаточно позднее время для организации коллективного просмотра матчей. Вместе с тем, если будет работать прямая трансляция на том же острове Татышев, то болельщики должны понимать, что она будет организована на должном уровне: с применением ограждений, металлодетекторами и запретом продажи алкоголя в фанзоне, как это, например, сделано в Москве.
— Что движет людьми, идущими на стадион, желающими болеть в толпе? И можно ли энергию победы или энергию поражения направить в какое-нибудь общественно полезное русло?
Вадим Кожевников:
— Энергию можно и нужно направлять, но только вопрос, кто этим будет заниматься. Явно не полиция, поскольку у неё совершенно другая функция. Чемпионат мира, Европы, наши внутренние чемпионаты — это всегда чрезвычайные события, и мы в это время должны быть начеку. В эти дни все становятся “больными”. А что такое болезнь? Это что-то ненормальное. Нам специально отводят место — стадион, где мы можем орать, визжать, топать ногами. И очень важно, чтобы этот восторг, эмоции не перешли в агрессию. Ведь агрессия — это уже подсознательное желание причинить вред своему соседу, якобы противнику. Желание опасное. К слову, и десятки лет назад люди тоже болели. Я помню стадионы “Локомотив”, “Динамо”, там кипели настоящие страсти, но не было таких явных потасовок, какие происходят сегодня. Хотя люди и не сидели чинно, а топали ногами. Появлялись на трибунах и пьяные граждане, однако самым страшным ругательством тогда считался крик: “Судью на мыло”. Матов, демонстраций, побоищ на центральных улицах в то время точно не было. А значит, без этого можно обойтись…
Я всё же считаю, что мы слишком большое значение придаём той потасовке, которая произошла между нашими и польскими фанатами. Скорее всего, там есть политическая подоплёка: кто-то заинтересован, чтобы эскалация конфликта нарастала. Ведь поляки — своеобразный народ, у них сложный характер. Никого не хочу очернить, просто у меня у самого польские корни, а потому я уверен: драки в Польше были организованы. Наши соотечественники за границей не ведут себя так. Я сам неоднократно был за рубежом и знаю, что нельзя доверять западным газетам и телевидению. Российские СМИ ещё более-менее правдивы и честны, а в Европе пресса действительно продажная, и там чётко регламентируется, под каким соусом преподносить такие вещи. Многие политики зарабатывают на поведении болельщиков. Что делать в подобной ситуации — это вопрос уже для социологов, экономистов и спортсменов. Естественно, если болельщик устраивает дебоши, скандалы, то он автоматически становится нарушителем закона и должен понести то или иное наказание. Но очевидно, что его не надо провоцировать.
Я за то, чтобы пропаганда спортивного духа шла в массы. Спортивная арена — это ристалище битвы, но надо, чтобы эта битва была честная, благородная, исключительно в рамках утверждённых правил.
— Тем не менее есть люди, регулярно эти самые правила поведения нарушающие. Так ли просто безумному фанату, особенно рецидивисту, неоднократно отметившемуся в неспортивных баталиях, попасть на матч?
Владимир Евтушенко:
— Путёвки на Евро-2012 появились не сразу: шла долгая работа, и большую часть билетов организаторы распространили через Российский футбольный союз. Просто так их приобрести было нельзя: сначала желающие поболеть за наших на чемпионате получали сертификат и только потом сами билеты. Что касается потасовок в Польше, то, по всей видимости, у нас что-то где-то не сработало. Всероссийское общество болельщиков и Российский футбольный Союз сначала должны были составить план пребывания наших соотечественников за рубежом, понимая, что для нашей страны означает дата 12 июня, и в дальнейшем действовать исходя из этого плана.
Но по собственному зарубежному опыту знаю, что если ты ведёшь себя нормально, то к тебе будут проявлять и соответствующее отношение. А если ты хамишь, агрессивно настроен, то вполне вероятно, что с матча уйдёшь с фингалом под глазом. И это, на мой взгляд, в чём-то даже справедливо: со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
К слову, про красноярских болельщиков я ничего плохого сказать не могу. В прошлом году на Центральном стадионе в матче с “Локомотивом” было рекордное количество зрителей, и всё прошло великолепно. Задержали только одного пьяного москвича: так и то его спокойно посадили в самолёт и препроводили в Первопрестольную. У нас нормальные поклонники футбола. Единственное “но”: мы ничего не можем поделать против их традиции запустить файер на первой и последней игре. Я, уже зная, какой будет штраф, предупреждаю бухгалтера клуба: готовься, и даже ведро с песком заранее выставляем. Полиция многое делает для организации общественного порядка на матчах, но как они эти файеры проносят, я ума не приложу!
А вообще со своими поклонниками мы контактируем постоянно. Создали клуб болельщиков, сейчас его регистрируем. В мае, например, предоставили нашим фанам возможность поиграть с футболистами на стадионе “Юность”. Там они взяли автографы, пообщались с игроками. Часто мы приезжаем с футболистами для проведения мастер-класса. В этом году обязательно повезём болельщиков на игры в Новосибирск, в Томск, в Новокузнецк — во все города, расположенные недалеко от Красноярска. По опыту прошлого, могу сказать, что кого-то довезём на автобусе, кого-то на поезде, кого-то даже в чартер посадим. 22 июня у нас появится календарь игр, и мы сообщим, какие совместные мероприятия мы планируем проводить. Если получится, то при поддержке Красспорта и МВД организуем трансляцию матча на острове Отдыха.
— Вопрос профессиональному болельщику. Дмитрий Олегович, Вы были на матчах в Америке, в Европе. Чувствуете ли разницу, как болеют у нас и у них?
Дмитрий Таргонский:
— Не скажу за всю Америку, поскольку штатов много, но я наблюдал за тем, как болеют в Дортмунде (штат Орегон). Там есть футбольная команда “Тимберс”, которая проводит достаточно много домашних и выездных матчей. На стадионах шумно, дорожки для болельщиков огорожены, но столько полиции, сколько у нас, там нет. Во время матча люди переживают, машут шарфами, руками, но никто никому не мешает, и впечатления от игры не портятся. Может быть, поклонников игры сдерживает страх перед законом: там очень большие штрафы за нарушение общественного порядка. Но я думаю, что не только страх, многое кроется и в ментальности. В Америке прошла эволюция культуры боления, после чего такое поведение стало нормой.
А вот у нас практически невозможно оградить простых болельщиков от агрессивных фанатов, поэтому люди предпочитают идти не на стадион, а смотреть футбол дома по телевизору либо направиться компанией друзей в спорт-бар. На западе люди идут на матч семьями, для них это образ жизни. А здесь, в России, я бы, например, свою дочку не повёл бы на матч, потому что если болельщики ведут себя агрессивно, матерятся, ругаются, то ребёнок уже будет смотреть не на спорт, а на их поведение. И мне бы не хотелось, чтобы вместо спортивного праздника, умения и ловкости спортсмена ребёнок впитывал эту околоспортивную грязь.
Дмитрий Костюнин:
— Да, в России поход на футбол носит маргинальный характер. Считаю, что ситуация могла бы измениться, если бы на стадионах были созданы определённые условия, как в кинотеатрах, где ты можешь не только посмотреть кино, но и отдохнуть, поесть, попить. За примером ходить далеко не надо: мы сделали разметку на беговых дорожках острова Татышев, и люди стали ходить сюда, чтобы кататься на роликах и велосипеде, а не чтобы употребить горячительное. Теперь, если ты будешь ходить с бутылкой пива между людьми, которые занимаются спортом, сам себя будешь чувствовать неловко.
Владимир Евтушенко:
— На зарубежных стадионах действительно не хочется делать что-то плохое — там есть комфорт и, как следствие, уважение к этому спортивному объекту. У нас же на Центральном стадионе вип-зона с 1967 года составляет всего 21 посадочное место. Нормальный человек на наш стадион попросту не пойдёт. Когда начали приводить ценовую политику в соответствие с теми ценами, которые действуют по стране, мы предложили сделать стоимость билетов, скажем так, разноплановой. Но в итоге получили изрядную долю критики. А как иначе? Если на тебя дождь не капает, то нужно больше денег платить! Необходим комплекс мер по предоставлению услуг. Человек заплатил и должен понимать, что находится в более комфортных условиях. Тогда и ответственность у людей будет повыше. Хотя дело здесь не только в навесах от дождя, сиденьях и дополнительных услугах: Уэмбли пустеет всего за 15 минут, а наши зрители сидят и ждут, когда проход освободится.
— Возвращаясь к теме охраны порядка на стадионе во время футбольного матча, хотелось бы узнать: действительно ли трудно обнаружить пронос файера? Неужели даже такое количество представителей правопорядка ничего не может противопоставить фанатам?
Александр Кардава:
— Увы, но выявить всех в данном случае пока невозможно. Вариантов для проноса файеров много, и несмотря на то, что мы все знаем регулярных нарушителей порядка, так сказать, в лицо, кто-то ухитряется пройти мимо кордонов. Я, честно говоря, не понимаю смысла в зажигании файера. Сам занимался футболом — раньше такого не было.
Вадим Кожевников:
— Зажигание файера — это, во-первых, способ самоутверждения. Во-вторых, огонь — это средство возбуждения. Ну и, в-третьих, это мода. Такова природа человека, он с лёгкостью перенимает самое плохое. Кроме того, файеры идут в ход, когда активизируется агрессия. Вспомните, как наши предки скакали вокруг костров, вводя себя в боевой транс, — всё идёт оттуда. Это атавизм, который подогревается и поощряется, который вылезает из подсознания в толпе. Хорошее не возбуждает, а на голой физиологии работают многие. Мы таких людей должны принимать как данность. Это не плохо, но и не хорошо — мы такие есть.
Владимир Евтушенко:
— “Енисей” с файерщиками постоянно выходит на контакт, предлагает после каждого забитого гола запускать за пределами стадиона согласованный с органами безопасности салют. В ответ слышим — нет, только здесь на стадионе. Ничего с ними не поделаешь.
Дмитрий Таргонский:
— Мне кажется, нужно принимать такие же радикальные меры, как и в аэропорту. Там же не спрашивают, почему надо раздеваться. Конечно, это займёт больше времени на проходе на стадион. Но чтобы не отвлекаться и смотреть на игру спокойно, надо терпеть.
— Есть и ещё одна горячая тема, связанная с польскими событиями. За неспортивное поведение фанатов нашу сборную оштрафовали на несколько очков. Справедливо ли наказывать команду за выходки болельщиков?
Вадим Кожевников:
— Мне кажется решение УЕФА каким-то безумием. Очки зарабатываются на поле, и кто-либо их снимать не имеет права. Фактически нам говорят, что вы априори проиграете подряд несколько игр. Это же глупость!
Дмитрий Таргонский:
— Нельзя путать котлеты с мухами. Спорт и спортивный праздник должны быть отдельно, а всё, что происходит вне стадиона, это уже похоже на провокацию. Может быть, на западе чувствуют, что конкуренция растёт, и опасаются российской сборной.
Владимир Евтушенко:
— Российский футбольный союз подал апелляцию на решение дисциплинарного комитета УЕФА, и я думаю, что вполне достаточно сил у господина Фурсенко, чтобы было принято другое решение. Моё мнение, что достаточно мер, предусмотренных регламентом УЕФА. Пусть это будет огромный штраф, но очки снимать неправильно.
— Однако, возможно, это повлияет на дисциплину в среде фанатов. Сделает болельщиков более культурными.
Дмитрий Костюнин:
— Я думаю, прежде всего — это вопрос воспитания. Перефразируя Булгакова, можно сказать, что болельщик кричит не где-то в стороне, а у нас в головах. Конечно же, в каждой стране свои традиции, у каждой нации свой темперамент, свои способы выражения эмоций. Но есть и общечеловеческие правила, которые едины для всех. И каждое современное цивилизованное государство обязано создавать условия для выращивания культурных людей. Только тогда очевидно неспортивное поведение само вымрет как атавизм.
Вадим Кожевников:
— Каждый болельщик, культурный либо разнузданный — это часть нас. А потому его надо любить, каким бы он ни был. Другое дело, что болельщик — это миниатюрное отображение состояния нашего общества. Мы должны это признать. Воспитывать надо через средства массовой информации, через культуру семьи. Нам больше негде учиться быть людьми.
Александр Кардава:
— Культура поведения должна быть во всём. Те же спорт-бары: люди туда разве идут футбол посмотреть? Напиваются и на матч ноль внимания. А если гол забивают, то начинают кричать без разбора, кому забили. Каждый человек, и тот же самый футбольный болельщик должны думать об окружающих. В какой-то момент он окажется среди них, матч закончится.
Дмитрий Таргонский:
— Я согласен, что всё идёт через воспитание. Может, в силу разных причин родителям некогда заниматься этим, а дети воспитываются на примере телевидения, на улице. У них нет желания что-то познавать, научиться чему-то. Нет вектора направления энергии, люди не знают, куда двигаться. Раньше были учителя и воспитатели, сейчас педагоги и преподаватели. Если раньше тебя на улице дядя мог поругать за то, что ты материшься, а потом ребёнок ещё и дома получит от папаши, то сейчас дети ходят, матерятся, и если слово скажешь, родители придут к тебе и выскажут своё недовольство: ай-ай-ай, обидели моего ребёнка.