Новости

Буду шить

Буду шить

Где можно получить рабочую профессию?

В техникумах и лицеях нашего края обучаются 46 тысяч ребят. Только 230 из них — люди с ограниченными возможностями здоровья. Учреждений, учитывающих нужды инвалидов, в регионе единицы, поэтому получают начальное и среднее профессиональное образование далеко не все желающие.

По российскому законодательству инвалиды первой и второй группы, а также дети-инвалиды, поступая в среднее профессиональное образовательное учреждение, имеют право на внеконкурсное зачисление, если вступительные экзамены сданы успешно. Теоретически люди с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать любой техникум или лицей. На вступительных экзаменах руководство учреждения должно создать для них особые условия, учитывать особенности состояния. Но только некоторые учебные заведения имеют ресурсы для обучения инвалидов — специально оборудованные классы, подготовленных сотрудников, адаптированные образовательные программы.

Согласно закону Красноярского края “О социальной поддержке инвалидов” региональные власти обеспечивают получение начального и среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями. Для них создаются специальные условия, средства на эти цели муниципалитеты получают в виде субвенций из краевого бюджета.

— В нашем регионе работает только одно учреждение, в котором созданы все условия для того, чтобы ребята с ограниченными возможностями здоровья получали среднее специальное образование. Это красноярский техникум социальных технологий, — рассказывает Татьяна Девятловская, главный специалист отдела начального и среднего профессионального образования, воспитания министерства образования Красноярского края. — В учреждении работают сурдопереводчики, обучение проходит по адаптированным программам, но в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Уже четырнадцать лет техникум обучает детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2001 году он получил статус краевой экспериментальной площадки по теме “Социальная реабилитация инвалидов по слуху через профессиональное обучение в системе непрерывного образования”. В следующем году площадка изменила статус на федеральный. Преподаватели учреждения сотрудничают с другими учебными заведениями, занимающимися проблемами коррекции и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, вузами Красноярска, Новосибирска, Москвы.

— Всего в нашем техникуме обучается 560 студентов, около 30 процентов из них — дети с ограниченными возможностями, — говорит Наталья Снытко, заместитель директора по социальным вопросам и воспитательной работе. — Ребята могут получить среднее профессиональное образование — стать поварами-кондитерами, портными, мастерами по обработке цифровой информации, а также пройти начальную профессиональную подготовку, затем работать слесарями по ремонту автомобиля или швеями.

Слабослышащие ребята занимаются в интегрированных группах — вместе с остальными студентами. Для тех, кому без помощи специалиста не обойтись, созданы особые условия. Такие студенты учатся в отдельных группах, вместе с преподавателями на лекциях и практиках находятся сурдопереводчики.

Сотрудники техникума с гордостью отмечают: 70 процентов выпускников, обучающихся в рамках федеральной экспериментальной площадки, трудоустроены после получения образования.

— Приём документов от абитуриентов проводится с 1 июня по 31 августа, — рассказывает Наталья Михайловна. — Обычно все дети с ограниченными возможностями здоровья, желающие получить образование у нас, зачисляются в техникум. Срок обучения для тех, кто пришёл после девятого класса, — два с половиной года. Кто получил одиннадцатилетнее образование — от одиннадцати месяцев до полутора лет.

В нашем крае есть ещё одно учебное заведение, которое занимается начальной профессиональной подготовкой студентов-инвалидов.

— Профессиональный лицей № 8, расположенный в Ачинске, принимает ребят с нарушениями слуха. Они обучаются на автомехаников, социальных работников, — говорит Татьяна Девятловская.

Вскоре лицензию на начальную профессиональную подготовку детей с ограниченными возможностями должно получить ещё одно учреждение — Красноярский профессиональный лицей № 41.

Особая форма образования детей-инвалидов создана для выпускников коррекционных школ восьмого вида — детей с умственной отсталостью. В образовательных учреждения открыты специальные группы. В них ребята получают основы начальной профессиональной подготовки по 21 рабочей специальности. Дипломы о получении такого образования не выдаются, но определённые навыки и знания дети получают.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА