Новости

Глобальный пробочный эффект

Глобальный пробочный эффект

Мир борется с личным авто

Мировой опыт борьбы с автомобильными пробками убедительно показал, что избавиться от них возможно лишь драконовскими мерами. И наиболее эффективным из них является создание искусственных ограничений для приобретения автомобиля.

В самом деле, возьмем, к примеру, афинский опыт. В греческой столице уже четверть века машины, номера которых заканчиваются чётным числом, могут ездить только по чётным числам месяца. Нечётные номера, соответственно, наоборот. Полиция бдительно следит, дабы на улицах не появлялись нарушители этого правила, которых нещадно штрафуют. Ну и каков итог? Многие греческие семьи обзаводятся двумя машинами — с чётным и нечётным номерами. А чтобы это не было слишком накладно для кошелька, покупают подержанные автомобили. В результате весь европейский автохлам хлынул в Грецию. Кстати, “благодаря” этому старью, не соответствующему современным экологическим требованиям, ускорилось разрушение античных памятников столицы Эллады.

В Лондоне за въезд в исторический центр взимается плата — почти 16 долларов за день. Правда, те, кто проживает в этих районах, платит лишь десятую часть от этого тарифа. Такая мера, вкупе с многочисленными видеокамерами, позволила снизить количество машин в центре на 10—15 процентов. Рим гордится тем, что сложная система ограничений на въезд в исторический центр, включающая экологические запреты и электронный контроль, позволила добиться лучшего показателя — 20 процентов. Однако радикального лекарства от пробок ещё никто не придумал.

Почему же богатые западные страны не пытаются решить проблему техническим путем — например, за счёт ускоренного дорожного строительства? Во-первых, это невозможно без сноса зданий, являющихся зачастую уникальными историческими памятниками. Во-вторых, и это гораздо важнее, крупнейшие мировые специалисты в области дорожного движения считают, что автомобиль в принципе не способен обеспечить нормальное движение всех жителей города при любой интенсивности строительства дорог, которое лишь порождает всё новые и новые пробки. Наконец, как полагают эксперты, город, ориентированный на автомобилизацию населения, не может считаться ни удобным для жизни, ни даже просто безопасным. Оказывается, безудержное увеличение личного автотранспорта порождает сильнейший индивидуализм жителей и рост преступности.

Отсюда и совершенно невероятные с точки зрения традиционных взглядов на демократию методы борьбы с машинным засильем.

Правда, эти методы применяются не на Западе. К примеру, в Сингапуре японская “Тойота”, которую россиянин может приобрести за сумму, эквивалентную 20 тысячам долларов, тамошнему счастливому автовладельцу обойдется в 100 тысяч. Кроме 40-процентной ввозной пошлины за постановку машины на учёт надо заплатить государству почти в полтора раза больше, чем она стоит. При этом разрешение на приобретение авто даже на таких драконовских условиях так просто не даётся — его надо выиграть на аукционе, где цена доходит до 20 тысяч долларов. В итоге в многомиллионном городе покупается не более 10 тысяч машин в месяц. Зато пробок практически нет. Чем-то это напоминает советские времена, когда мало того, что цены на автомобили по сравнению со средними зарплатами казались заоблачными, так ещё и в очередь за ними надо было записываться заблаговременно.

В принципе, и страны традиционной демократии движутся сингапурским путем: дорогой бензин, большую часть в стоимости которого составляет налог, растущие цены на парковки, ограничение въезда — все эти меры должны поменять акценты в известном высказывании: “Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения”.

Мы уходим из мира, где право иметь личный автомобиль едва ли не приравнивалось к неотъемлемым правам человека. Потому что итогом такого видения стал повсеместный транспортный коллапс, грозящий самому существованию городской цивилизации. С точки зрения эффективности один автобус, перевозящий 50—60 пассажиров, разгружает дорогу от 40—50 легковых автомобилей. Электротранспорт — еще вместительнее и, кроме того, экологичнее. И, похоже, будущее не за личным, а за общественным.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА