Новости

Мастер спорта по тяжёлой атлетике Дмитрий Таргонский: «Сдаваться - не собираюсь!»

Мастер спорта по тяжёлой атлетике Дмитрий Таргонский: «Сдаваться - не собираюсь!»

Границы между странами мира стали условными. Сегодня любой может оформить визу и отправиться в самый отдалённый уголок планеты. Кто-то едет за рубеж для того, чтобы отдохнуть, другие - для реализации собственных планов и идей. О том, почему наш земляк, мастер спорта по тяжёлой атлетике Дмитрий ТАРГОНСКИЙ пересёк океан и пробыл почти год в США, и о многом увиденном он рассказал в редакционном кабинете «Стадиона».

- Красноярск дал мне очень много в плане спортивного развития. - Начал рассказывать Таргонский о причинах вояжа. - Правда, ещё выступая на тяжёлоатлетическом помосте, я стал замечать одну особенность: тренер работает со спортсменом, вовремя приходит на тренировки, составляет планы занятий. Но в то же время методики, им используемые, приносят практически нулевой результат. Складывалось такое впечатление, что специалисты просто отбывают номер на учебно-тренировочных занятиях. Штанга - личный вид спорта, и, по моему мнению, восемьдесят процентов всех занимающихся должны в конечном итоге выполнить нормативы мастеров спорта, реализовать свой внутренний потенциал. Могу судить об этом профессионально, поскольку имею высшее физкультурное образование. На самом деле не более десяти процентов из общего числа обучающихся достигают указанного уровня самореализации. Неудивительно, что мастерский норматив я выполнил практически без собственного тренера, так как вынужден был пойти на риск и перейти на самостоятельные тренировки. Затем были выступления в пауэрлифтинге, бодибилдинге. Пробовался на роль разгоняющего в бобслее. Только результат везде был один и тот же - отсутствие веры тренеров в мои возможности да полное отсутствие финансовых средств после затраченных впустую физических усилий. Мысли уехать за границу, попробовать себя в новых условиях стали меня посещать с 2006 года. Только всё рассчитывал на то, что и дома смогу принести пользу своему городу, краю.

- Семья подталкивала за кордон?

- Нет. Лишь спустя три года я женился, а чуть позже родилась дочь Олеся. К тому времени источником дохода стал не профессиональный спорт, а каждодневная работа в должности инструктора тренажёрного зала. Но о личной подготовке никогда не забывал и работал в усиленном режиме. Видимо, так было предопределено судьбой, что именно благодаря знакомствам на рабочем месте я позже смог изыскать финансовую возможность для отъезда в США. Основным стимулом стало личное желание реализовать себя как спортсмена. После того, как убедился, что в амплуа разгоняющего в бобслее и так хватает талантов (улыбается), я стал готовить документы к отъезду. Подучил английский. Стал узнавать через Интернет, какие виды спорта особенно развиты в Штатах и как попасть в профессиональный спорт. Остановил свой выбор на американском футболе. Стремительная и динамичная игра, которая привлекла меня тем, что на поле можно удачно сочетать скоростно-силовые параметры организма с технико-тактическими действиями команды. Получил туристическую визу и - здравствуй, Америка!

Баксы - детям, укол - чемпионам

- Каким было твоё первое впечатление от Америки?

- Гостеприимство. Именно так и не иначе. Едва я приземлился в Денвере, как заметил на себе позитивное отношение американцев. Весь персонал вежлив, учтив. Вы же представляете, как российский человек ведёт себя в заграничном аэропорту? Вечно мечется в поисках информации о том, далеко ли от центра города находится его отель, когда прибудет багаж, и наводит беспричинную суету (смеётся). Я поначалу тоже поддался этим эмоциям, но спасло скромное владение английским. После первого же вопроса мне объяснили всё. И даже то, о чём я не спросил.

- С самолёта сразу в тренировочный зал?

- Сначала был перелёт из Денвера в Портленд. Там меня ожидала встреча с личными тренерами по силовой и беговой подготовке. Естественно, что пришлось свыкаться с новым часовым поясом - 14 часов разницы с Красноярском. Плюс необычный климат - даже воздух казался иным. Но ничего, сибиряки - люди стойкие и крепкие.

- Чем отличались твои тренировки за океаном, какие там есть отличия в организации спорта по сравнению с Россией?

- В Штатах существуют спортивные ассоциации по видам спорта, в которые могут войти и молодые, и взрослые спортсмены. Своего рода подобие российских федераций. Но основную роль играют семьи. Если родители хотят, чтобы их ребёнок в будущем попал в такую спортивную ассоциацию, достиг успехов, то им необходимо вложить капитал для начальной подготовки юного атлета. Занятия по неигровым видам спорта под руководством опытных специалистов проводятся индивидуально и очень редко в группах. У спортсмена будут отдельные наставники по физической, беговой и технической подготовке. Не один универсал, как у нас. Такой подход позволяет подготовить человека для прохождения итоговых тестов, по результатам которых он будет зачислен, скажем, в школьную, университетскую, профессиональную команду. Час занятиий обойдётся родителям в сумму от 30 до 50 долларов. Если спроецировать ситуацию на российскую плоскость, то все прекрасно знают, что тренер, у которого лишь группы начальной подготовки, будет работать три раза в неделю по два часа и получать в месяц не более десяти тысяч. За океаном специалист получит эту сумму через три дня продуктивного квалифицированного труда. И качество работы, уровень конечных результатов спортсменов от такого подхода только улучшается, чего не скажешь о ситуации в нашем государстве. Российские дети имеют право получать бесплатное дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности. Однако такой подход, на моё усмотрение, порождает низкие зарплаты тренеров и приводит к тому, что качество деятельности наших специалистов часто понижается. Возможно, мотивации не хватает, желания трудиться за такие деньги. Всё это приводит к тому, что страна теряет молодые спортивные дарования на раннем этапе, так как система набор-отбор перестала работать вместе с распадом Советского Союза. Если же ещё учитывать то, что немалые финансовые средства юные сибиряки должны тратить для поездок на турниры, то перспектива развития юных дарований становится менее радостной. Ведь чем меньше денег, тем меньше выездных стартов, а это означает отсутствие необходимого соревновательного опыта. И это серьёзно влияет на спортивные успехи детей. Не все же сразу раскрываются.

Разные крыши

- А каково жить спортивному паломнику в Америке?

- Быт спортсмена в Америке лучше в разы. За 400 долларов я арендовал отличное просторное жильё в Портленде. Даже с питанием. Сейчас пытаюсь снять жильё в Красноярске - даже предлагая в два раза больше, не могу найти ничего стоящего. Для студентов в Портленде проблема проживания отпадает сама собой. Жильё будет предоставлено по зачислению в университет. Если в России спортсмен получил травму, то куда его отправляют? Правильно. В физкультурный диспансер. И как бы в нашей стране ни работали над улучшением медицинского обслуживания атлетов, нам пока далеко до коллег из-за океана. Если американец получит травму, самые лучшие специалисты будут его обследовать и выхаживать, проводя лечебные мероприятия на высшем уровне. Часто клиники находятся прямо на территории университетского кампуса. И ведь врачи не только найдут истинную причину, вылечат, но и в кратчайшие сроки проведут реабелитацию, поставят на ноги, на коньки, на лыжи, что в спорте очень важно. Многие специалисты отмечали, что именно на этапах диагностики и реабилитации Россия сильно отстаёт от конкурентов.

- Каковы планы на родине?

- Как болельщик спорта буду следить за Олимпийскими играми в Лондоне. Давать оптимистические прогнозы, особенно в нашей стране, очень тяжело. Достаточно вспомнить провальное выступление в Ванкувере. Хотелось бы всё же увидеть больше золотых медалей, завоёванных нашими атлетами. Только если и на Туманном Альбионе российская дружина будет бита по всем статьям, то руководству страны нужно кардинально менять подход к спорту. Иначе в Сочи всей стране будет очень трудно доказать миру о нашей состоятельности. Что касается собственных планов, хотелось бы играть за регбийный клуб родного города. Сейчас посещаю тренировки на «Авангарде». Только мне кажется, что вновь не получу шанс выступить за профессионалов. «Нужных» связей нет, но не теряю надежды. Верится, что попаду на карандаш к старшим тренерам клубов и получу свой шанс на самореализацию. Всегда напоминаю себе, что я сибиряк и у меня должен быть сибирский характер. Поэтому тренируюсь и сдаваться - не собираюсь!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА