Новости

Химик-технолог дороже юриста

Химик-технолог дороже юриста

Почему выросли цены на высшее образование?

Знания дорожают. За несколько месяцев до начала приёмной кампании резко повысилась плата за внебюджетные места в вузах. Подорожание произошло с лёгкой руки Министерства образования и науки России, установившего нормативы на стоимость обучения в 2012-2013 годах для вузов, имеющих государственное финансирование. Для гуманитарных специальностей минимальная стоимость года обучения составляет 60,2 тысячи рублей в год, для технических - 112 тысяч рублей. Именно во столько обходятся государству студенты-бюджетники. Теперь государственные университеты и институты по всей стране не имеют права учить платников за меньшие деньги.

В нашем городе под действие приказа попадают четыре известных вуза: СФУ, СибГАУ, КГПУ, СибГТУ. На официальных сайтах этих учреждений уже выставлена новая стоимость обучения. Поле резкого скачка цен - инженерно-техническое образование. В среднем его стоимость выросла на 20 тысяч рублей за семестр. Выше всех прыгнула цена на специальность «химическая технология» Сибирского технологического университета - с 20 до 63,8 тысячи, обскакав даже традиционно дорогую юриспруденцию СФУ.

Очевидно, что новый размер платы за внебюджет обрадовал мало кого из участников приёмной кампании. Наиболее пострадавшая сторона в этой ситуации - абитуриенты и их родители. И представители образования края это хорошо понимают.

- Решение о повышении стоимости обучения может привести к недоступности высшего образования для значительной части абитуриентов, не попадающих на бюджет, - говорит Валерия Сувейзда, начальник отдела по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки Красноярского края. - И как следствие - к большему притоку поступающих в частные вузы. Ведь цены на обучение в них не регламентируются государственной властью.

Но беда в том, что коммерческие вузы Красноярска готовят в основном гуманитариев. И едва ли если молодой человек, который планировал стать инженером, захочется идти в частный вуз на «гостиничный бизнес».

- Это настоящее издевательство, - возмущается Александра Петровна, мать выпускника. - Мы сдавали ЕГЭ, нацеливаясь на конкретный институт, а теперь оказывается, что учёба в нём подорожала! А как быть, если недоберём баллов на бюджетку? Конечно, кое-какие сбережения у нас есть, но их теперь не хватит на платное обучение. Частных институтов, где готовят биотехнологов, в Красноярске нет. В рабочие не пойдём, зря, что ли, 11 лет учились и репетиторам платили?

Ситуация усугубляется ещё и тем, что после демографической ямы прошлых лет в этом году ожидается наплыв более 20 тысяч абитуриентов. Однако некоторые представители университетских кругов не видят в происходящем особых поводов для беспокойства.

- Сибирский федеральный университет сегодня находится в более выгодном положении, чем прочие вузы, благодаря достаточно широкому перечню реализуемых образовательных программ, а также одному из самых больших бюджетных приёмов в России, - говорит Роман Шорохов, заместитель первого проректора СФУ. - Стоит напомнить, что общее количество бюджетных мест, выделенных университету в 2012 году, составляет 6 046, в прошлом году их было 5979. Во многом увеличение идёт именно за счёт самых дорогих инженерных специальностей.

Руководство менее крупных красноярских вузов отнюдь не разделяет оптимизма коллег. Проректор СибГТУ по учебной работе Дмитрий Деревянных опасается, что на отдельные направления в этом году университету вообще не удастся набрать группы платников, ведь цены на многие специальности выросли почти вдвое.

Дмитрий Николаевич недоумевает, как вообще можно было установить единую нижнюю планку для стоимости образовательных услуг по всей стране: «Как можно уравнять региональные вузы со столичными, когда известно, что в областях России и в Москве кардинально разнится уровень жизни и доходов населения?»

Примерно той же позиции придерживаются представители Красноярского педуниверситета, чьи абитуриенты в массе своей - выпускники школ сёл и городов края, дети из семей, не имеющих высокого дохода.

Платное обучение в КГПУ по специальности «учитель математики и информатики» выросло с 18 500 рублей до 30 100 за будущий осенний семестр. Такая же картина у физиков, биологов и географов.

- В прошлом году у нас был очень хороший набор на внебюджетные места, - говорит Нина Большакова, ответственный секретарь приёмной комиссии КГПУ. - Платный приём составил примерно две трети от числа бюджетников, цена была вполне доступна. Теперь же столько студентов мы явно не наберём, далеко не все родители поступающих к нам могут осилить такие суммы. Им остаётся единственный люфт - заочное отделение, где цены пока на прежнем уровне.

Не стоит оставлять без внимания ещё один немаловажный аспект. Средства от платного образования институты направляют на хозяйственные нужды: оплату коммунальных расходов, содержание транспорта и ремонт зданий, организацию научных конференций и культурных мероприятий, обновление материально-технической базы: покупку литературы, электронных носителей и компьютерных программ. Теперь же, если студентов-платников станет меньше, некоторым вузам придётся от многого отказаться, и эта вынужденная скромность бытия, несомненно, скажется на качестве образования.

Совершенно иной взгляд на ситуацию у специалиста из СибГАУ. Он уверен, что повышение цен оправдано инфляцией.

- Разумеется, рост оплаты напрямую затрагивает как поступающих, так и их родителей, - говорит Александр Гурьянов, начальник отдела по организации приёма студентов СибГАУ. - В то же время нельзя сказать, что это влияние только отрицательное. Увеличение стоимости обучения обусловлено экономически и может стать гарантией того, что вузы получат всё необходимое оборудование и материалы для качественного образования.

Пожалуй, с этим мнением эксперта можно было бы согласиться, если бы стоимость «всего необходимого» для качественного обучения в одночасье взлетела бы по всей стране пропорционально цене на высшее образование.

Последний штрих к картине. Для второкурсников вузов стоимость обучения увеличилась только на коэффициент инфляции, тогда как для первокурсников она выросла в разы. Пример из жизни как нельзя лучше иллюстрирует абсурд ситуации.

- У нас в семье все педагоги, - говорит сельский учитель Полина Горелова. - Одна дочь уже перешла на второй курс педуниверситета, учится на физика. Её образование в следующем учебном году обойдётся нам в 18 700 рублей, для семьи это приемлемо.

Вторая дочь Полины Николаевны собирается в тот же институт и на этот же факультет.

- Мне непонятно одно: если дочь на бюджетное не пройдёт, нам придётся платить, - говорит педагог. - Младший ребёнок будет учиться там же, где и старший. По тем же учебникам, в тех же аудиториях и у тех же преподавателей. Но обойдётся нам её учёба почти вдвое дороже, чем обучение старшей! Вопрос у меня только один - в честь чего?

Действительно, вопросов возникает множество. Как можно оценивать решение Минобранауки на фоне высказываний с самых высоких трибун о том, что стране нужны грамотные инженеры и развитие новых технологий? Как можно устанавливать одни и те же нормативы для всей страны, где каждый регион имеет свои экономические реалии? Почему правила приёма в вузы меняются неожиданно и уже после того, как выпускники школ страны определились с будущей профессией и не имеют возможности иного выбора?

Обо всех этих моментах мы спросили сотрудников Министерства образования и науки России, оставив запрос на их сайте. И теперь с нетерпением ждём ответ.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА