Новости
Пряник для почтальона
Какую корреспонденцию ждут жители Хантайского Озера
Когда человек придумал почту, сказать трудно. Для передачи сообщений древние люди использовали дым костров, звуковые сигналы. В XVIII веке Пётр I издал указ об организации регулярного почтового сообщения Москва - Архангельск. И долгое время почта в нашей огромной стране была единственным способом связи. Сегодня, в эпоху глобальной компьютеризации, когда Интернет заменил нам многое, а человек почти разучился писать обычные бумажные письма, кажется, что почта как средство коммуникации уходит на второй план. Но стоит зайти в любое почтовое отделение, чтобы убедиться в обратном: клиентов там предостаточно.
Накануне Дня почты России, который отмечается во второе воскресение июля, мы беседуем с директором УФПС Красноярского края - филиала федерального предприятия «Почта России» Олегом БОБНЕВЫМ.
- Как Вы думаете, будет ли существовать почта через сто лет? Нужна ли она будет в том виде, как существует сейчас?
- Почта существовать будет. Просто вместе с жизнью она будет меняться. Идёт процесс модернизации - внедряются новые технологии, средства пересылки и передачи сообщений. Сейчас, например, работаем над разъединением услуг для физических и юридических лиц. О комфорте тоже не забываем: вкладываются и средства в реконструкцию отделений связи. У нас есть объекты, которые построены в середине прошлого века, их немало, особенно в отдалённых территориях. Конечно, всё сразу невозможно сделать. Поэтому существует поэтапный план модернизации и стратегия развития «Почты России». Если посмотреть, какая была почта 5-10 лет назад, то изменения налицо.
Сегодня в Красноярском крае работают 797 отделений. Из них 545 - сельского типа. На протяжении многих лет эта цифра неизменна - есть определённые нормативы, которые мы должны соблюдать. Надо сказать, что в последнее время появилась потребность расширять сеть в крупных растущих городах. В первую очередь - в столице региона.
- С одной стороны, человек овладел виртуальными технологиями, с другой - у нас в крае есть селения, где почта приходит раз в неделю, а то и реже… Куда в нашем регионе сложнее всего доставлять корреспонденцию?
- Это в первую очередь Таймыр. Там есть такой населённый пункт, как Хантайское Озеро. Весной и осенью, когда начинается распутица, туда невозможно добраться. Поэтому для доставки почты там используются только авиаперевозки. Мы переправляем туда корреспонденцию, когда туда летит частный вертолёт или вертолёт администрации района. При благоприятных погодных условиях мы доставляем почту раз в неделю, при неблагоприятных - бывает и раз в месяц.
- А какую корреспонденцию ожидают жители Хантайского Озера?
- Чаще всего посылки. Местные жители заказывают себе самые различные товары через каталоги, так как другой возможности купить что-либо у них просто нет. Туда завозятся только продукты первой необходимости. Выехать на большую землю проблематично, люди делают это крайне редко.
- И в Красноярске количество посылок с вещами тоже увеличилось. Наверное, это хорошо, но при этом возникла другая проблема - очереди к окошкам, где получают посылки и бандероли…
- Один из методов борьбы с очередями - это разграничение потоков физических и юридических лиц. Для юрлиц в ближайшее время будет работать в отделениях специальное окно или комната. Кроме этого, мы стараемся делать гибкие графики работ операционных касс в зависимости от пикового времени. Также открываем дополнительные пункты.
- Какие-то новые услуги за последнее время появились?
- Недавно у нас появилась новая услуга - денежный перевод «Форсаж»: средства можно отправить в любую точку России. Чем больше сумма, тем меньше процент. В течение часа получатель может получить любую сумму. Внедряем ещё один проект - безадресный электронный денежный перевод, не привязанный к прописке человека. Клиент может получить пересылаемые средства в любом отделении связи России. Появилась у нас и банковская карта, при помощи которой можно оплачивать различные платежи, начислять пенсию на неё и так далее. Это самый прогрессивный продукт, который мы продвигаем сегодня на рынке. Понимаем, что без банковских услуг нашей компании в современном мире будет трудно удерживать позиции. Занимаемся и страхованием, и микрокредитованием.
- То есть получается, что «Почта России» сегодня занимается развитием финансово-банковского направления?
- Не только. Может быть, остальные процессы не так видны. Мы пытаемся восстановить то логистическое пространство, которое было в Советском Союзе - сегодня заново строятся сортировочные центры, которые когда-то существовали. Они уже появились в Москве, Санкт-Петербурге, идёт строительство в Ростове-на-Дону. В столице нашей страны такой центр может обрабатывать в сутки пять миллионов конвертов, не считая посылок. Планируется, что в Красноярском крае он появится в 2014 году. Всего по первоначальных схеме в России должно быть сорок семь сортировочных центров. Но за шесть последних лет построили только два.
Оборудование в этих центрах уникальное, там полностью всё автоматизировано. Оператор закладывает письма в машину, которая дальше выполняет работу сама. Автомат определяет адрес и сортирует по ячейкам, которые грузятся в контейнеры. Контейнеры расходятся по участкам и отправляются в путь.
- А если адрес написан очень неразборчиво?
- Это неважно. Машина считывает всё. Самое неприятное для неё, когда индекс не совпадает с адресом. Автомат такое письмо отбраковывает. Поэтому «Почта России» призывает писать правильный индекс на отправлениях. Непоправимый вред машине наносят различные посторонние предметы в конверте: скрепки, монеты и так далее.
- Сегодня нередко звучат упрёки со стороны населения, что письма и посылки идут из одного региона в другой очень долго…
- Причин этому несколько. Как я уже говорил, это отсутствие продуманной сети сортировочных центров. (По идее, когда они появятся, письма и посылки будут ходить от одного центра до другого всего сутки.) Нет у нас и своей скоростной авиации: сегодня мы не можем доставить за двое суток корреспонденцию до Калининграда, Владивостока. Если раньше в Советском Союзе был единый перевозчик - Аэрофлот, который возил по нашему госзаказу, то сейчас с каждой авиакомпанией существует отдельный договор на определённый объём корреспонденции. Перевозчик может отказать нам взять на борт самолёта часть нашего груза, если у него вдруг появился другой, более выгодный и срочный… Почту возить невыгодно из-за низких тарифов. В то же время количество отправлений с каждый годом растёт. Например, за счёт вещей, которые люди выписывают в интернет-магазинах, в том числе и за границей. Поэтому «Почта России» планирует создавать свой флот, через правительство улучшать систему договоров.
- А «Почта России» на сегодняшний день - это социальная компания или коммерческая, которая должна зарабатывать?
- Мы стоим где-то между. Думаю, когда позиция, кто мы - социальное предприятие или бизнес-компания, - будет определена, то дела пойдут в гору. Сегодня, с одной стороны, почта обязана зарабатывать деньги, с другой - не может без одобрения со стороны государства поднимать тарифы, так как почтовые услуги должны быть доступны населению. Есть у нас и социальная нагрузка в виде выдачи пенсии. В 2010 году Госдума постановила, что нам нужно платит 0,94 процента за её доставку. В сумме это немало, но если учесть, что почтальон несёт деньги от отделения до квартиры, то затраты довольно серьёзные и то, что мы зарабатываем, не окупает наших расходов. Дешевле было бы, если бы пенсионеры перешли на электронный платежи… Но наши старики не хотят общаться с машинами, они хотят разговаривать с человеком. Я знаю об этом не понаслышке. В нашей компании есть такая практика: каждый руководитель раз в год должен пройти стажировку в другом регионе в качестве простого почтальона. Когда работал в Вологде в 2010 году, то носил в том числе и пенсию. Приходишь к старикам домой, а у них заранее приготовлены для почтальона пряник или конфеты, чтобы угостить гостя. Они ждут почтальона не только для того, чтобы получить свои деньги, но и чтобы пообщаться. Ведь многие из пожилых людей одиноки.
- Как известно, раньше, чтобы получить власть, революционеры первым делом захватывали почту и телеграф? А сегодня почта является стратегическим объектом?
- Безусловно. Потому что информация приходит в дома людей именно через почту. Это только на первый взгляд кажется, что все информационные потоки приходят через Всемирную паутину. Трудно представить себе, что где-нибудь в далёкой деревне сидит пенсионер перед компьютером и читает новости в Интернете.