Новости
За спорт не жалко и рубашки
_В 1939 году в Советском Союзе возводились новые дома и заводские корпуса, перевыполнялись пятилетние планы во всех отраслях. А зрители тысячами ходили на стадионы. Не только потому, что не было у людей в ту пору телевизоров и Интернета, но и оттого, что горожанам, в том числе и красноярцам, хотелось живого общения - лицом к лицу. Тем более что красноярская команда в тот год впервые принимала иногородний коллектив. Видимо, от этого и рождались у журналистов того периода столь красочные репортажи… _
Маленький фельетон «История одного матча» - именно так автор озаглавил свои записки футбольного болельщика, появившиеся в номере «Красноярского рабочего» за 5 июля 1939 года.
«…Наконец-то Красноярск дождался междугороднего футбольного матча. Приезжает команда иркутян. Вот это будет встреча! С утра побрился и весь день ходил, предвкушая грядущее событие.
В афишах объявлено, что матч начнётся в 6 часов 30 минут. В 5 часов я уже был у ворот стадиона «Локомотив Востока». С прискорбием узнал, что за вход нужно заплатить три рубля. Хотел возмутиться, но в очереди у кассы так сжали, что времени и возможностей для этого не было.
Попал на стадион. Не досчитал трёх пуговиц на рубашке: оборвали во время давки. Во славу развития красноярского спорта испортил белые туфли - их обтоптали.
Гордо потрясая трёхрублёвым билетом, пытался сесть на трибуне. Ничего не вышло. Все места уже были заняты. Тщетно пытался обратиться к администрации стадиона. Её, как и свободных мест, тоже не было. Устроился у барьера. Меня сначала несколько раз просили освободить место для обозрения поля, а потом начали толкать. И правильно. Каждому хочется за три рубля сидеть на месте и смотреть на спортивные соревнования, а не на спины трёхрублёвых неудачников.
Долго добивался фамилий участников матча. Хотел даже обратиться к председателю краевого комитета по делам физической культуры и спорта тов. Феофанову. Но он был занят ответственной работой: разбрасывал по всем трибунам летучки с призывом сдавать нормы на значок ГТО.
Начался матч. Иркутское «Динамо» старалось изо всех сил загнать мяч в ворота красноярского «Локомотива». Красноярский «Локомотив» прилагал все усилия, чтобы вбить мяч в ворота иркутского «Динамо». На этом сходство со спортивным состязанием кончалось. Игроки били мяч, били друг друга, а зрители толкали меня: опять я в поисках места прокрался к барьеру.
…Сначала наседали иркутяне. Потом в игре произошёл перелом. Сначала «переломали» ногу одному игроку, потом - другому. Судья стыдливо «отсвистывался».
Убедился, что не нужно было узнавать фамилии игроков. На поле эта тайна раскрылась. Всё время кричали: «Вовочка, поддай»; «Колечка, веди»; «Гоша - молодец»; «Ваня - шляпа!».
На этом матч окончился. Его продолжение было перенесено на другой день.
…Оделся в комбинезон без единой пуговицы - теперь у входа не получу повреждений одежды. Игра началась снова. Крайний нападающий «Локомотива» Першин побил рекорд медлительности. Он умудрился спать на ногах во время игры. Во втором тайме «Локомотив» показал свои высшие достижения в овладении футбольной техникой. Трещали кости. В воздухе пахло йодом и слышался характерный треск разрываемых бинтов.
…Болельщиков было много. Зрители болели за игру, судья - за «Локомотив», а ноги игроков - от ударов.
…Игра делается всё напряжённее. Наконец иркутяне забивают красноярцам мяч и уходят достойными победителями с поля. За всю мою многолетнюю карьеру болельщика я ещё ни разу не видел такой грубой игры и такого пристрастного судью».
Хотелось бы, чтобы и современные журналисты могли столь же красочно описывать переживания на трибунах в матчах с участием футбольного «Енисея». В наше время игроки так откровенно друг друга уже не ломают, да и арбитры судят игры куда более ответственно. Одного жаль: теперь стадионы всё больше полупусты, а рубахи если и рвутся, то только от рук негативно настроенных фанатов.
До скорой встречи.