Новости

Заказ меняет курс

Заказ меняет курс

Что придёт на смену ФЗ-94

Не всем везёт, как французам, для которых Бонапарт некогда написал свой знаменитый кодекс, или американцам - конституция отцов-основателей с минимумом поправок дожила до наших дней. Российское законодательное творчество сравнимо с вулканической деятельностью: только вроде всё затихло, глядь - новое извержение.

Казалось бы, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», претерпевший за годы своего существования множество корректировок - от косметических до принципиальных, - когда-нибудь дойдёт до стадии высшего и окончательного совершенства. Ан нет. На смену ему движется закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг (в части регулирования государственных и муниципальных закупок)», принятый в первом чтении в конце июня.

С окончательным принятием этого проекта закон ФЗ-94 прекратит своё существование. Однако что будет с государственным и муниципальным заказом, неизвестно. Эксперты считают, что закон о федеральной контрактной системе (ФКС) сможет нормально работать только тогда, когда будут приняты подзаконные акты к нему. А принять их необходимо великое множество.

В своё время, делясь впечатлениями о практике применения закона ФЗ-94, руководитель департамента муниципального заказа администрации Красноярска Владимир Щербенин в качестве одного из серьёзнейших тормозов называл хроническое запаздывание правительственных структур с принятием нормативной документации - тех самых подзаконных актов. За прошедшие годы это правовое пространство тем не менее сформировалось. С принятием закона о ФКС ситуация вернётся в нулевую точку. Всё придётся начинать сначала.

Профессионалы, так или иначе работающие в сфере муниципального и государственного заказа, в серьёзные дискуссии о ФКС сегодня не вступают: проект, принятый в первом чтении, может ко второму претерпеть радикальные изменения. Хотя бы потому, что основной документ, регулирующий государственные контракты, не может не привлечь самого пристального интереса различных лоббистских групп. Примером лоббирования может служить поправка аграриев, которая может войти в текст закона, хотя вряд ли будет смотреться в нём органично. Поправка предлагает узаконить приобретение для государственных нужд сельскохозяйственной продукции исключительно у отечественных производителей. Такая мера особенно забавно выглядит в свете завершения процесса вхождения России в ВТО. Ведь речь идёт не о защите родных агропредприятий на некий переходный период, а об узаконивании их исключительных прав на вечные времена.

По официальной информации, в России в рамках системы государственных и муниципальных контрактов работают более 200 тысяч заказчиков. Количество подрядчиков - российских предприятий составляет сотни тысяч. Объём госзакупок в 2012 году оценивается в 13 триллионов рублей.

Интересы ведомства побудили выступить и главу Счётной палаты Сергея Степашина. Волнение главного аудитора России вызвано тем, что из проекта в первом чтении исключены положения об общественном контроле. Надо сказать, что у профессионалов эти новации вызывали обоснованные опасения: как бы этот инструмент не стал вместо контрольного коррупционным - ведь полномочия общественных советов позволили бы им оказывать серьёзнейшее влияние на ход процесса. Очевидно, общественный контроль и законодателям показался палкой о двух концах. Почему и исчез из текста. Однако Сергей Степашин беспокоится, как бы эта тенденция не продолжилась: вдруг ко второму чтению исчезнут и нормы, касающиеся государственного контроля и аудита? Понятно, что Счётная палата без работы не останется, но что тогда делать с идеей тотального контрактного аудита на всех финансовых уровнях, с коей носится г-н Степашин? Идея столь блистательна, что с ней трудно расстаться…

- Рассматривать сегодня возможные последствия принятия закона о Федеральной контрактной системе, например в плане его возможных последствий для малого и среднего бизнеса, нецелесообразно, - считает руководитель МУП «Центр содействия малому и среднему предпринимательству» Роман Болтов.- История этого законопроекта показывает, что он слишком быстро видоизменяется. Поэтому следует ожидать принятия закона, а затем уже работать с текстом. Это, кстати, показывают и сегодняшние комментарии законопроекта. Мы не видим серьёзного анализа. Пока все высказывания - на уровне эмоций и публицистики.

В «сухом остатке» сегодня ряд положений документа, которые вряд ли будут изменены ко второму чтению, и они весьма разумны. Прежде всего это понимание, что электронный аукцион не панацея. Напротив, он зачастую приводит к победе не тех, кто умеет работать, а тех, кто готов сбрасывать цены ниже разумных пределов. В результате качество товаров и работ по госконтрактам зачастую ниже плинтуса, а вместо экономии бюджетных средств налицо иллюстрация поговорки, что скупой платит дважды.

Законодатели спешат навести здесь порядок. Во-первых, в проекте закона о ФКС предусматриваются антидемпинговые меры, ограничивающие лихость ценовых пикировщиков. В частности, если в заявке указана цена, более чем на 25 процентов ниже расчётной, то заявитель обязан представить обоснованные соображения - за счёт чего такая экономия?

Но более важно, что основным способом выбора исполнителя должен стать не аукцион, а открытый одноэтапный конкурс. Если же речь идёт о высокотехнологичных товарах, работах и услугах, то предполагаются и более сложные механизмы - закрытые и открытые конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы. Что же до электронных аукционов, то они будут сохраняться при закупках типовых товаров.

На самом деле потери бюджета связаны не только с добросовестностью или недобросовестностью заказчиков или коррупционной составляющей. Наряду со стремлением запустить руку в государственный карман существует и обыкновенная некомпетентность чиновников-заказчиков. В том, что в данном случае глупость хуже воровства, убеждают исследования Всемирного банка, результаты которых показывают, что издержки от некомпетентности заказчиков соизмеримы с коррупционным ущербом. Причём даже в развитых странах. Все корректировки закона ФЗ-94 этой проблемы не решили.

Закон о ФКС закладывает основы для создания профессиональной контрактной службы, где интересы заказчика будет представлять высококвалифицированный специалист - контрактный офицер.

Несомненно, что появление закона о ФКС не праздная выдумка. Вопросов два. В каком виде будет утверждён окончательный документ и что будет происходить с госзакупками в переходный период? Пока ясно одно: закон о ФКС начтёт действовать через год после его официального опубликования. Год подготовки - период достаточный. Если, конечно, не запрягать в последний момент.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА