Новости
В путешествие — с бутылкой
Осенью пассажирам разрешат брать воду в салон самолёта
Уже в сентябре в крупных российских аэропортах установят оборудование, которое позволит пассажирам проносить на борт самолёта жидкости. То, что сегодня категорически запрещено, станет доступным для всех. При этом, по словам разработчиков как приборов, так и новых законов для сферы авиаперевозок, безопасность полётов ничуть не пострадает.
Соответствующие поправки в законодательство, разрешающие проносить воду в салон авиалайнера, уже готовятся, и через два месяца, обещают нормотворцы, они вступят в силу. Не исключено, мечтают в Минтрансе, что в ближайшем будущем запрет будет снят и с шампуней, а также с других жидкостей, вплоть до напитков крепостью меньше 40 градусов.
В своё время запретить пронос бутылок с водой на борт самолёта мировое сообщество заставила сама жизнь. Новые правила провоза жидкости на воздушном транспорте начали действовать в Евросоюзе в конце 2006 года. Поводом для усиления мер безопасности в аэропортах стал арест в Великобритании группы исламских боевиков. В августе 2006-го они планировали взорвать в воздухе несколько самолётов. Взрывчатку для совершения терактов боевики готовились пронести на борт воздушного судна в жидком виде.
Это известие заставило власти европейских стран пересмотреть правила провоза ручной клади. Пассажиров и их багаж начали подвергать более тщательной проверке. А любая жидкость, будь то сок, шампунь или духи, стали вызывать у служащих аэропортов подозрение. Через год провоз жидкостей в салоне самолётов был ограничен и в России.
Сегодня, говорят специалисты, столь жестокие требования к перевозимым вещам излишни. На вооружении сотрудников служб безопасности появились приборы, которые реагируют на воспламеняемые и взрывоопасные компоненты. “Пластиковую или стеклянную ёмкость достаточно приложить к индикатору ручного прибора, — рассказывают технологию проведения экспресс-теста сотрудники московского аэропорта “Домодедово”, которые первыми в России получили на вооружение новое оборудование. — Стенки ёмкости не должны быть более восьми миллиметров толщиной. Другой прибор позволяет определить состав подозрительного вещества, но для этого нужно открыть бутылку и налить немного жидкости в пробирку. Правда, если шампунь или вода в металлизированной упаковке, то её придётся сдать в багаж”.
— Пока это нововведение только обсуждается, окончательного решения вооружить тестерами аэропорты не принято, — говорит Дмитрий Козлов, начальник службы авиационной безопасности аэропорта “Емельяново”. — Мы закупим аппараты сразу, как только федеральные чиновники примут соответствующий законопроект. Приборы не дешёвые, но “Емельяново” может себе позволить данное оборудование.
В красноярском аэропорту работает восемь пунктов досмотра, и каждый необходимо будет оснастить новой техникой. “Плюс несколько аппаратов надо купить про запас, вдруг какой-нибудь тестер выйдет из строя, — продолжает Дмитрий Михайлович. — В достоверности показаний приборов сомневаться не приходится, все они сертифицированы в НИИ гражданской авиации и прошли тестирование в московском авиаузле. Считаю, что данные приборы смогут обеспечить безопасность пассажиров на борту судна”.
Разрешить пронос жидкостей на борт самолётов хотят и в Европе. “Запрет снимут к апрелю 2013-го, — говорят в Европарламенте, — сразу после того, как новый вид сканеров будет одобрен соответствующими министерствами европейских государств”.
Между тем против данной инициативы выступают британские авиакомпании. Их главный аргумент — технология сканирования на предмет наличия опасных и взрывных жидкостей до сих пор недостаточно развита для обслуживания большого числа пассажиров, путешествующих через аэропорты.
Свой протест авиакомпании направили министру транспорта Жюстин Грининг. Ассоциация операторов, которая представляет около 70 аэропортов в Великобритании, призывает задержать новые правила до тех пор, пока не будет достаточно доказательств надёжности нового вида сканирования.
Ещё один интересный аппарат, который в ближайшее время должен появиться во всех крупных российских аэропортах, — виброимидж. Это разработка питерских учёных. Она способна определить настроение человека, узнать, говорит ли он правду. Пассажиров снимает скрытая камера, далее изображение передаётся на компьютер, и специальная программа определяет психоэмоциональное состояние. Если человек настроен агрессивно, то в его силуэте больше красного, и с ним начинают проводить беседу. Если пассажир вызывает подозрение, то его отправляют на личный досмотр. Апатично настроенного пассажира, у которого аура сиреневого или фиолетового цвета, тоже могут проверить. Отсутствие у него эмоций может свидетельствовать о приёме психотропных препаратов. Такие приборы должны к 2016 году появиться в арсенале служб безопасности аэропортов, метрополитенов и портов, планируют в Минтрансе. Они закупаются в рамках программы комплексной безопасности на транспорте.
Вот только специалисты не разделяют оптимизм чиновников. “Если я правильно понимаю, то виброимидж — это что-то наподобие детектора лжи, — рассуждает Вадим Кожевников, профессор кафедры специальной психологии Красноярского государственного педагогического университета, доктор медицинских наук. — Показателей, характеризующих активацию центральной нервной системы, великое множество. И лично я сомневаюсь, что с помощью разработанного питерцами прибора можно получить достоверные данные о том, насколько человек готов к экстремальным выходкам. Вызывает вопросы достоверность полученных данных. Приведу пример. Наша делегация посещала Китай, и в тот период там свирепствовала эпидемия гриппа. Всех пассажиров на входе в аэропорт замеряли на тепловизоре, и одну из моих коллег из-за результатов прибора отправили на дополнительную проверку. Никакого гриппа у неё на самом деле не было, зато понервничать из-за прибора пришлось. В то же время есть немало свидетельств того, как подобная техника не реагирует на действительно больных людей”.
Опасения психологов разделяют и сотрудники служб авиационной безопасности. Вот, к примеру, летит женщина, у которой проблемы в семье, или направляется человек на похороны. Какое у него будет настроение? “А мы вдобавок ко всему этого человека ещё и на дополнительный осмотр обязаны будем отправить”, — сетует Дмитрий Козлов.
— Более того, совершают теракт не люди с улицы, — отмечает Вадим Кожевников. — Уже установлено, что все террористы проходят специальную подготовку, прежде чем пойти на дело. На своеобразных курсах смертникам формируют особое эмоциональное состояние. Проявление эмоций у таких профессионалов минимально, они обучены подавлять волнение и страх.
К слову, общепризнано, что самые сильные и профессиональные службы безопасности работают в аэропортах Израиля. Так вот израильские авиаторы не то что ещё не тестировали аппараты, позволяющие считывать состояние пассажиров, но и не собираются этого делать. Израильтяне просто-напросто не доверяют технике. Они уверены, что лучше личной беседы никто ничего ещё не придумал.