Новости
«Пятёрка» за «Собачье сердце»
В российских школах появятся киноуроки
С инициативой ввести в школьную программу просмотр ста шедевров мирового кино недавно выступил председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. Предложение одобрили многие государственные общественные деятели, скоро начнётся работа над схемой отбора картин, в списке будет обязательная квота для отечественных фильмов. Сам Никита Сергеевич предложил внести в перечень «Броненосец Потемкин» и «Унесенные ветром». Большинство столичных экспертов считает, что содержание списка требует всенародного обсуждения.
Показывать лучшие картины собираются шести-, семиклассникам, возможно факультативно. Аргумент отдельных оппонентов инициативы Никиты Михалкова о том, что проект будет затратным, местные эксперты нашли несостоятельным.
- В нашей обычной школе есть три кинопроектора, компьютеры, телевизоры, проигрыватели дисков, - говорит завуч красноярской школы Маяй Николаенко. - Знаю, что у коллег в других учреждениях образования имеются плазменные панели и киноаппаратура. Найти в сети или на диске фильм сегодня минутное дело, так что никаких особых затрат для технической организации просмотров не вижу.
Наши представители школы и семьи уверены - правильное кино пойдёт на пользу детям. Ведь им можно образовывать, воспитывать и, возможно, формировать характер подростков.
- Я ни под каким видом не хотела читать книги! - делится Анна Ивановская, старшеклассница. - Когда проходили Достоевского, отец поставил мне диск с «Идиотом», с Евгением Мироновым в главной роли. Посмотрела все серии от начала до конца, не могла оторваться, так понравилось.
Опыт Аня затем повторила с «Мастером и Маргаритой», в итоге большинство программных произведений девушка изучила через кино.
- Мы с мамой часто смотрим старые фильмы, - признаётся барышня. - Я втянулась, мне интересно, даже начала кое-какие книги читать. Из фильмов понимаю, какая примерно жизнь была раньше, кругозор мой расширяется, в отличие от друзей, которые смотрят только иностранные «Сплетницу» и «Сумерки».
- Предложение ввести киноуроки нахожу актуальным, - делится опытом Галина Воробьёва, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, педагог с сорокалетним стажем. - Горько наблюдать, что нынешние дети не читают книг, но увы, это данность. Ребята сейчас визуалы, они реагируют на картинку, на видеоряд.
Педагог рассказывает, как провела эксперимент, всем старшеклассникам показала фильм «В бой идут одни старики»:
«Дети были в восторге, активно обсуждали кино и даже сами решили провести акцию для ветеранов, в День Победы».
Пользу от кино в школе находит родительница двенадцатилетнего Арёма Губанова.
- Сын - спортсмен, читает только специальную литературу, - делится Мария. - А кино любит, часто смотрит триллеры, хотя мне кажется такие фильмы делают его напряжённым и порой агрессивным. Может, лёгкие и добрые комедии могли бы эту вспыльчивость снять?
Женщина сетует, что они с мужем допоздна на работе, приучить сына к добротным фильмам трудно, и радуется, что в школе её сыну теперь покажут работы Гайдая или Марка Захарова.
Однако можно ли считать любимые россиянами «Формула любви» или «Иван Васильевич меняет профессию» мировыми шедеврами - большой вопрос. В связи с тем что списки лучших и любимых могут не совпасть, предложение экспертов выбирать фильмы для школы всем миром кажется вполне резонным.
- Мое отношение к предложению Михалкова больше скептическое, чем одобрительное, - рассуждает Людмила Козлова, заместитель директора красноярского «Дома кино». - В принципе сама идея обратить внимание школьников на культуру хороша, тем более что там будет квота отечественных фильмов. Но я вижу в инициативе много неясного.
Людмила Петровна считает, что может быть в школе и стоит начать преподавать историю кинематографа, знакомить желающих с какими-то кинотечениями, но научить ребят ценить и любить фильмы-шедевры - проблематично.
- Главные вопросы - что показывать и кто будет преподавать, по каким критериям отбирать фильмы, - говорит эксперт. - На основе каких знаний у ребёнка возникнет понимание, что вот этот фильм -шедевр, а это - нет? Просто через просмотр и обсуждение это сделать невозможно.
По мнению Людмилы Козловой, затея может обернуться профанацией:»Едва ли в стране наберётся необходимое количество специалистов, способных объяснить в доступной форме детям средней школы запутанные психологические и жизненные ситуации, часто отражаемые в признанных мировых кинообразцах».
Не пичкать учеников малопонятными элитными кинолетнами призывает Галина Воробёва.
- Не согласна с Никитой Михалковым в том, что надо показывать именно шедевры, - акцентирует учитель. - Дайте ученикам простое, душевное кино! Без сцен разврата и агрессии, воспитывающее человеческие качества: альтруизм, милосердие, щедрость, мужество, любовь к Родине. Тем более, что у нас есть богатейшее наследие советских фильмов, с хорошими сценариями и отличной актёрской игрой.
Высказываясь, все эксперты упомянули об одной серьёзноё проблеме - отсутствии современных детских фильмов, с достойными киногероями, которые могли бы служить примерами для подражания.
- Молодежи нужны ориентиры, личности, с которых они могли бы строить себя, - замечает Людмила Козлова. - Причем это должны быть современники, близкие им по возрасту, люди из их культурной среды. Приходится признать, что таких картин для детей сейчас просто нет, но их обязательно стоит делать!
И этот тезис сложно оспорить. Кино способно мощно влиять на неокрепшие умы и сердца, и очень страшно, когда дети, рожденные в стране Пушкина и Достоевского, в государстве великих подвигов, страданий и поражений, мечтают стать «няней Викой» и «Геной Букиным».