Новости
Голодный ест, сытый любуется
Под крылом «Счастливой птицы»
Паранджу я видела только в кино. Да и где бы ещё с ней «познакомиться», если в Средней Азии бывать не приходилось? И всё же довелось. Не только увидеть, но и потрогать (с разрешения, конечно), и узнать, как, что и почему.
«Азия далёкая и близкая» - так называется выставка, которая проходит сейчас в залах музея Сурикова (пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 68). Это международный проект. Организовали его министерство культуры Красноярского края, Суриковский художественный музей, арт-центр «Счастливая птица» (г. Самарканд) и ассоциация народных мастеров «Хунарманд» (Узбекистан).
Искусствовед Елена Ладик, руководитель «Счастливой птицы», с Сибирью связана уже больше десяти лет. Начиналось всё довольно просто: приезжала к сестре в Новосибирск, привозила подарки - всякие национальные штучки. Та собирала подруг, показывала, женщины восхищались. И как-то сама собой назрела идея устроить в городе выставку, уж больно много было интересного. Потом были Екатеринбург, Томск, Новокузнецк. Год велись переговоры с Красноярском, в итоге решили провести выставку в рамках III фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Жаль, не удалось попасть на открытие. Это был настоящий праздник - с демонстрацией дизайнерской коллекции восточного костюма «Согдийские мотивы», даже с огромным казаном плова, который доставили представители узбекского национально-культурного центра «Дустлик». Впрочем, экспозиция хороша и без плова. Шутка, конечно.
В центре - свадебные вышивки. В старину (да, собственно, и в не такие уж далёкие от нас времена) каждая девушка должна была иметь в своём сундуке много подобных красот - показатель того, как серьёзно она относится к предстоящему замужеству. Вышивали девочки с самого детства: узкое длинное полотно - на стену, маленькие - для бытовых предметов… Действительно, очень красиво и очень сложно. Сейчас, к сожалению, традиция постепенно утрачивается: темпы жизни другие, времени на кропотливую работу уже не хватает.
…А вот та самая паранджа. Основное предназначение - скрывать от чужих глаз хозяйку.
- Женщины почти никуда не выходили, даже на базар, - рассказывает Елена Ладик. - Всё время - дома, с детьми, за готовкой. Однако же - посмотрите! - украшена паранджа не без кокетства. Она, конечно, не самая богатая, видите - на подкладку поскупились. Но как сшито: аккуратно, бережно. Это чтобы, если вдруг ветер отогнёт краешек одежды, всё было красиво.
В старину далеко не каждая семья могла позволить себе ткани с набойкой. Это искусство потихоньку стало умирать после того, как в Азию пришли русские с их дешёвыми фабричными ситцами. Однако остались на Востоке приверженцы набойки, и мы можем увидеть на выставке работу Игоря Рыбьянова и Владимира Ахатбекова.
А вот ручное шёлковое ткачество довольно широко распространено. Из таких тканей, на самом деле шикарных, на выставке представлена целая коллекция. Авторы-дизайнеры: Александра Глазунова, Гуляндом Ахмедова, Екатерина Сафарова, Мавлюда Касымова, Мавлюда Рашидова, Ольга Николаева, Ольга Поздышева. Намеренно перечисляю всех, потому что их творчество - настоящее искусство.
Нельзя не сказать и о батике в исполнении Натальи Пай, Василия Овсюкова и Алексея Щербакова. Последний выступает здесь ещё и в роли аквалериста, и его картины необычайно оживляют выставку. На них - Азия непарадная, внутренняя, что ли, со своими каждодневными заботами и проблемами. Люди - в работе, дома, с кувшинами, керосиновыми лампами. Тесные улочки кишлаков, ишаки, дервиш. И какие-то совсем-совсем ненашенские тополя…
Интересны работы резчика по дереву Жамола Эсонова. Вроде бы материал-то исконно русский, и вещи вполне обычны для использования - шкатулки, пенальчики с секретом, портсигары… Ан нет! Восточный колорит никуда не денешь.
Очень ярко он проявляется в работах Алишера Назирова, представителя риштанской школы традиционной керамики. Эта технология была известна ещё более тысячи лет назад. И с тех пор бережно сохраняется. Риштанская глина - очень эластичная масса. Но даже не это главное. Основной секрет связан с щелочной глазурью, которую получают из золы растений. Алишер показал несколько тарелок с росписью современными, отчасти химическими материалами и старыми. Честное слово, разница чувствуется.
Что касается цветов, то в риштанской школе преобладают голубой и бирюзовый. А сюжеты… Они традиционны, наверное, для всех, с мелкими отличиями. Кувшин - живительная влага, вода. Четыре цветка - стороны света. Дерево жизни. Звёздное небо. Красный перец - оберег. Гранат - изобилие.
Поинтересовалась у Алишера, могут ли его произведения использоваться по прямому назначению. Мастер улыбнулся:
- Когда человек голоден, он с такой тарелки ест. Когда сыт - любуется.