Новости
Русская Азия на перепутье
Когда отмечать День Сибири?
В новой России нет общенациональных и общесибирских государственных праздников или памятных дней, посвящённых нашему региону. Тем не менее в многочисленных справочниках и календарях 17 июля указывается как «День Сибири» (либо «День свободной Сибири»). Его отмечают главным образом сибирские блоггеры, объединённые в сообщества «настоящих сибиряков». Их часто обвиняют в сепаратизме. Чиновники осудили даже организованную ими невинную акцию «Скажи переписчику: я - сибиряк» во время переписи населения 2010 года.
На самом деле ни о каком реальном сепаратизме, конечно, речи не идёт. Да и 17 июля, когда была принята пресловутая «Декларация о государственной самостоятельности Сибири» (4 июля 1918 года по старому стилю, поскольку в Сибири на григорианский календарь перешли лишь в конце года), по большому счёту, не является символической датой сибирского сепаратизма. И правительство, провозгласившее независимость, вовсе не было легитимным.
Сибирскую областную Думу 8 февраля 1918 года распустил Томский совет. На следующий день на конспиративном совещании группа членов Думы сформировала Временное Сибирское правительство во главе с правым эсером П. Я. Дербером. Большинство министров, в том числе наш знаменитый земляк Владимир Крутовский, получивший портфель министра здравоохранения, даже не знали об этом. Вскоре «Петя маленький» (эту партийную кличку Дербер получил за почти лилипутский рост) с ближайшим окружением перебрался в Харбин, оттуда во Владивосток и только после падения Советской власти в июне объявил своё правительство «центральной властью в Сибири». Однако несколько членов кабинета во главе с министром иностранных дел Петром Вологодским, оставшиеся в Томске, создали своё альтернативное правительство. Именно его вначале формально признал адмирал Колчак, но позже разогнал, заменив Вологодского молодым бийским историком Виктором Пепеляевым, а самому правительству придал статус «всероссийского». Кстати, Пепеляева большевики потом расстреляли вместе с Колчаком, а Вологодский в это время спокойно жил там же, в Иркутске (потом бежал в Китай и там умер).
Многие областники именно в государственном устройстве североамериканских штатов видели модель для будущего Сибири. Регион они представляли в качестве такого независимого российского штата.
17 июля правительство Вологодского и приняло Декларацию о независимости Сибири. Однако на самом деле это вовсе не было провозглашением независимости, в тексте говорилось: «Временное Сибирское правительство полагает также совершенно необходимым объявить не менее торжественно, что оно не считает Сибирь навсегда оторвавшейся от тех территорий, которые в совокупности составляли державу Российскую, и полагает, что все его усилия должны быть направлены к воссозданию российской государственности».
Декларацию подписали пять человек. Любопытно, что все они имели отношение к истории Красноярского края. Председатель Совета министров и министр иностранных дел Петр Васильевич Вологодский (партийная кличка Сыч) родился в семье сельского священника в деревне Комарово Канского уезда Енисейской губернии, учился в красноярской гимназии, был учеником Ядринцева и видным областником. Он являлся блестящим адвокатом и многих спас от смертной казни (в том числе, кстати, «крошку» Дербера, а также депутатов Красноярского совета во время революции 1905 года). Вопреки распространённому заблуждению, Вологодский не был сепаратистом, в качестве премьера выступал за отмену государственной самостоятельности Сибири и объединение всех белых правительств.
Его заместитель и министр внутренних дел Владимир Михайлович Крутовский для красноярцев вообще фигура знаковая. Народоволец, просветитель, один из лидеров сибирского областничества. Основал в Красноярске первое общество врачей, первую женскую фельдшерскую школу, знаменитый журнал «Сибирские записки». Этот деятель тоже не был сепаратистом, хотя в сталинские застенки, где он и погиб, попал именно по такому обвинению.
Министр юстиции Григорий Борисович Патушинский родился в Канском уезде, окончил красноярскую гимназию, вместе с Крутовским организовал Красноярское отделение Союза сибиряков-областников. Был адвокатом на всех крупных политических процессах в Сибири (дело Красноярской республики, Ленский расстрел и т. п.), два созыва был гласным Иркутской думы, работал красноярским окружным прокурором. Один из немногих областников, умерших собственной смертью (в 1931 году), - его спасли члены большевистского ЦК, которых он защищал до революции.
Министр финансов Иван Андрианович Михайлов родился в семье известного народовольца в Карийской каторжной тюрьме. Был другом Струве, известным статистиком, в том числе писал о расходах и доходах бюджета Енисейской губернии. Работал во Временном правительстве Керенского, являлся министром финансов у Колчака. Имел репутацию интригана и даже организатора убийств политических противников. Михайлов вообще был далёк от всяких идей сибирского областничества, тем более идеи независимости. После войны арестован в Маньчжурии СМЕРШем и расстрелян в 1946 году как один из организаторов «Русской фашистской партии» по процессу атамана Семенова и Родзаевского. В отличие от большинства белых Сибири - не реабилитирован.
Последней была подпись министра туземных дел замечательного ученого-этнографа (кроме прочего он занимался и изучением коренных народов Енисейской губернии) Михаила Бонифатьевича Шатилова. Он был сподвижником Григория Потанина, основателем Томского краеведческого музея. В 1937 году как сибирский сепаратист был расстрелян. До революции Шатилов действительно много писал о будущей самостоятельной Сибири, но всё же «самостоятельность» он понимал не как отделение, а как свободное развитие в составе России.
Декларация 17 июля (4 июля по старому стилю) была символично принята в День независимости США - многие областники именно в государственном устройстве североамериканских штатов видели модель для будущего Сибири. Регион они представляли в качестве такого независимого российского штата. И во времена Потанина, и в 1918 году мало кто выступал за полную независимость. Через четыре дня после декларации Вологодского во Владивостоке правительство Дербера приняло свою декларацию, в которой говорилось, что это правительство, «считая Сибирь нераздельной частью единой великой России, находящейся в состоянии войны с коалицией центральных европейских держав, ставит своей безусловной и основной задачей возрождение России».
17 июля как День Сибири, хотя и неофициальный, конечно, имеет некоторую сепаратистскую подоплёку. Между тем до революции почти 40 лет 26 октября по старому стилю отмечался День благодарения Сибири (его учредил ещё император Александр III). Начало празднику положило государственное празднование 300-летия присоединения Сибири в 1881-1882 годах. В октябре 1581 года казаки Ермака Тимофеевича разгромили войска сибирского хана Кучума, поэтому, кстати, часто даже в авторитетных справочниках и энциклопедиях можно прочитать, что присоединение Сибири (т. е. столицы ханства Искера) произошло в 1581 году. На самом деле город Кышлык (он же Сибирь, он же Искер) хан Кучум покинул через год, в ночь на 26 октября 1582 года. После решающей битвы на Чувашевом мысу («Бысть сеча зла, за руки емлюще сечахуся», - писал летописец) Кучум, захватив свои богатства, семью и родственников, бежал в Ишимские степи. Это историческое событие и является символической датой присоединения Сибири. Через несколько лет казаками были построены первые русские крепости - Тюмень, Тобольск, Тара, Берёзов, Обдорск.
Сибирская общественность с большим энтузиазмом откликнулась и на юбилей, и на новый праздник, который мгновенно превратился в народный. В столичных университетах стали возникать товарищества и объединения сибиряков. На волне этого взрыва сибирского патриотизма Василий Иванович Суриков задумал своё эпическое полотно «Покорение Сибири Ермаком», ставшее символом праздника 26 октября.
«Надеюсь, что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества», - писал император Александр III в 1881 году в «Послании в честь 300-летия присоединения Сибири к России».
На самом деле произошло не совсем так. В XX веке действительно шло масштабное освоение Сибири, осуществлялись грандиозные национальные проекты. За последние два десятилетия ситуация изменилась. Все эти годы именно за счёт Сибири и существовала страна: здесь добываются нефть, газ, цветные металлы, от продажи которых и формируется российский бюджет. При этом Сибирь всё больше рассматривается как сырьевой придаток: либо добыча ископаемых, либо грязные производства. Ни о каких национальных проектах вроде Трансиба или хотя бы какого-нибудь «Сколково» нет и речи. Результаты российской политики ХХ века по превращению Русской Азии в органическую часть России во многом потеряны. За 75 лет с 1914-го по 1989-й год, несмотря на все революции, войны, эмиграции, репрессии и другие демографические потери население Сибири и Дальнего Востока выросло с 10 млн до 32,5 млн человек. Сейчас же идёт депопуляция Русской Азии. За последние двадцать лет - с переписи 1989 года до переписи 2010 года - численность населения регионов Сибирского федерального округа сократилась на 1,82 млн человек. И это при том, что в Сибирь, особенно в пограничные с Казахстаном Омскую область и Алтайский край территории, переселились за эти годы сотни тысяч «русскоговорящих» репатриантов из СНГ. Население некоторых субъектов, как, например, Иркутской области, сократилось вообще на 15 процентов. Ещё хуже ситуация в Дальневосточном округе, там с 1991-го по начало нынешнего года население сократилось с 8,06 млн до 6,63 млн человек, то есть почти на четверть. По словам бывшего хабаровского губернатора, а ныне полпреда президента в ДФО Виктора Ишаева, в 1990-е годы только Хабаровский край покинуло 800 тысяч человек. Восточнее Красноярска (а это как раз географический центр России) нет ни одного города-миллионника, и в обозримом будущем они вряд ли появятся.
В Сибири с новой силой возродилась старая дискуссия: окраина мы или колония, или органическая часть России. Во время переписи населения тысячи человек указали свою национальность «сибиряк» в знак протеста против несправедливых отношений федерального центра и Сибири. Появились «новые областники» - движение пока маргинальное, но выражающее сепаратистские настроения. Поэтому и появился неофициальный праздник - День Сибири 17 июля. Но лучше всё-таки его отмечать 26 октября.