Новости

Караван встречали артисты

Караван встречали артисты

Встретить магазин на воде - большая радость

«Прошу не приглашать моего мужа Петра Ивановича Селезнёва на партийные собрания, а то он там выспится и целую ночь шарашится по дому, не давая спать», - написала в партком жена одного из речников-коммунистов. О том, как жили люди, создававшие историю Енисейского флота, рассказал в своей новой книге Иван Булава. «Летопись судоходства на Енисее» посвящена 150-летию судоходства на нашей великой реке. Здесь собраны рассказы о великих событиях и великих людях, фотографии, зафиксировавшие моменты истории флота. Сегодня мы публикуем отрывок из этой книги.

…В 1948 году, с началом холодной войны, по примеру железнодорожников и авиатором на речном транспорте были введены Устав службы, Устав о дисциплине и форменная одежда. Утверждён регламент присвоения званий начальствующему составу. Речная форма ничем не отличалась от морской, за исключением знаков различия у начальствующего и рядового состава: старший матрос - на рукаве одна узкая лента, рулевой - две, боцман - три узких ленты. У младшего начальствующего состава - погоны с зелёной окантовкой, посередине просвет и малые звёздочки в ряд: одна - младший лейтенант, две - лейтенант, три - старший лейтенант. Старший командный состав - тот же погон с двумя просветами, майорские звёздочки в ряд: одна - капитан третьего класса, две - капитан второго класса, три - капитан первого класса. Дальше шли высший начальствующий состав и генеральские отличия - серебряный погон, зелёная окантовка и адмиральские, шитые золотом звёзды, расположенные в ряд: одна - генерал-директор III ранга, две - генерал-директор III ранга, две - генерал-директор I ранга; одна маршальская звезда - министр речного флота СССР.

С введением воинской дисциплины постановлением ЦК ВКП(б) на речном транспорте в 1949 году были образованы политотделы. Они объединили всю общественную работу партийных, комсомольских, профсоюзных организаций на флоте и на берегу.

В состав политотдела входили замполиты на судах, инструкторы, лекторы. В подчинении политотделов были агитсуда. На транспортных судах замполитами были Н. В. Шахов, впоследствии инструктор крайкома КПСС, В. А. Колчин, в дальнейшем заместитель директора Подтёсовской РЭБ, второй секретарь Кежемского РК КПСС, И. П. Савенко, который, будучи офицером запаса, работал кочегаром. Начальником политотдела был назначен Д. И. Грабежов, впоследствии возглавил УВД Красноярского края. Его заместителем работал К. А. Авраменок.

После ликвидации политотделов в 1954 году К. А. Авраменок был избран председателем Енисейского бассейнового комитета профсоюзов, потом назначен директором Подтёсовского судоремонтного завода, затем - Красноярского судоремонтного. При всех положительных качествах организатора производства Кесарь Адамович имел недостаток - любил выпить, а часто и злоупотреблял этим. Причём по внешнему виду определить количество принятого на грудь Кесарем Адамовичем могли только близко знавшие его люди. Лицо его при этом багровело, речь мало изменялась. Однако он всегда знал состояние дел на «караване» (так называется территория зимнего отстоя флота), ход выморозок по отдельным судам, успевал переговорить со многими капитанами и начальниками цехов до начала рабочего дня. На совещаниях по судоремонту, которые проводились один-два раза в неделю, ему лапшу вешать на уши было не принято и опасно. С главным инженером Юрием Дмитриевичем Наместниковым, когда им приходилось бывать в одних компаниях, они любили петь на известный мотив модной в то время песни о космонавтах: «На пыльных тропинках Подтёсовской РЭБ останутся наши следы».

Следы Юрия Дмитриевича действительно остались, когда он стал директором: уложенный на территории завода асфальт, построенные из кирпича жилые дома и др. Следов Кесаря Адамовича не осталось. Работая уже продолжительное время директором Красноярского судоремонтного завода, на очередном партийно-хозяйственном активе, где основным докладчиком выступал директор, силы свои он не рассчитал. После принятия на грудь Кесарь Адамович вышел с докладом на трибуну, оглядел сидящих в президиуме и зале, начал было читать доклад. Но кто-то открыл входную дверь, в открытые окна дунул ветер, и доклад с трибуны упал под стол. Кесарь Адамович начал было собирать свои бумаги, но почувствовал - бесполезное это занятие, выпрямился, посмотрел мутным взглядом в зал и с чувством сказал: «Да пошли вы все на х…!» Повернулся и ушёл из зала. После этого на флот он не вернулся.

Имущество политотделов после их расформирования было передано Баскомфлоту, в том числе и агиттеплоходы. Им отводилась большая роль в воспитательной работе среди плавсостава. В пароходстве было четыре агиттеплохода: «Коммунист», «Молдавия» «Речник Енисея», «Плавмагазин-2». Встреча с агиттеплоходом была большой радостью для экипажей судов. Здесь можно было посмотреть художественный фильм, послушать лекцию о международном положении или о вреде курения, купить дефицитные товары. Часто на этих судах совершали поездки группы артистов - и можно было посмотреть хороший концерт. Зачастую на агитсудах доставляли и вручали ценные подарки для ветеранов войны и труда, победителям в социалистическом соревновании. Теплоход «Плавмагазин-2» работал на Ангаре и одновременно выполнял функции обеспечения экипажей судов продовольствием и духовной пищей. Начальник агиттеплохода регулярно отчитывался перед Баскомфлотом о проделанной работе. Особенно работа агитсудов была востребована на плотоводах, где были заняты, кроме экипажа буксировщика, до 12-15 человек плотовой бригады. Теплоходы «Красноярский рабочий», «Валериан Куйбышев», «Владимир Ленин» водили караваны иногда до 15-20 барж. На каждой барже по пять-восемь членов экипажа. Все они, с теплохода и со всех барж, кроме вахты, собирались на агиттеплоходе, где проводились культурные мероприятия. В межнавигационный период работники агитсудов всегда ставили на повестку дня встречи с плавсоставом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА