Новости
От торговых комплексов к комплексной торговле
Как ликвидировать диспропорции потребительского рынка
Правительство края подготовило новый проект постановления о нормативах обеспеченности населённых пунктов региона торговыми объектами. В Красноярске этот показатель возрастет до 658,22 кв. м на тысячу жителей. Для сравнения: в 2011 году норматив был установлен в размере 655,94 кв. м.
Много это или мало? Депутат городского Совета Эльвира Манакова считает, что для региональной столицы - явно недостаточно.
- В московской программе ставится задача к 2016 году достичь норматива обеспеченности торговыми площадями на уровне 1 200 квадратных метров на тысячу жителей. При этом Москва отнюдь не лидер в этом смысле. Согласно рейтингу, на конец 2011 года самым насыщенным торговыми площадями городом России является Краснодар, где на тысячу жителей приходится 1 500 квадратных метров торговой площади. В Екатеринбурге и Уфе - более 1 000. Однако проблема не только в метрах. Необходимо, чтобы все районы и микрорайоны города в одинаковой мере были насыщены торговыми предприятиями. Сегодня в Красноярске это далеко не так. Особенно если речь идёт о новых строящихся микрорайонах. К примеру, в микрорайоне Покровский торговая инфраструктура явно отстаёт от темпов строительства и заселения.
Конечно, необходима серьёзная программа развития потребительского рынка, предусматривающая в том числе комплексный подход при застройке новых районов: здесь необходимо изначально планировать торговые площади с учётом соответствующих требований к ним. К сожалению, и на уровне города, и на уровне края сегодня отсутствуют структуры, которые могли бы заниматься этими вопросами. Однако необходимость такой работы очевидна. На днях на краевом уровне прошло совещание, где обсуждались проблемы развития потребительского рынка в регионе.
Все участники сошлись на том, что необходима долгосрочная конкретная программа.
Надо сказать, что сегодня прирост торговых площадей в городах России происходит в основном за счёт гигантских гипермаркетов и моллов. Красноярск в этом смысле - не исключение. По оценке специалистов, общая площадь всех торговых и торгово-развлекательных центров в нашем городе к концу I квартала 2012 года достигла 1 млн кв. м. Если подсчитать только торговые площади, то, опять-таки по оценке экспертов, обеспеченность уже превысила установленные нормативы, достигнув 700 квадратных метров на 1 000 человек. И это не предел.
Сегодня в стадии реализации находится ряд крупных проектов, в частности, запуск торгового центра METRO Сash & Сarry на правом берегу, строительство крупного торгово-развлекательного центра в районе посёлка Солонцы, где одним из основных арендаторов станет первый в Красноярском крае гипермаркет «Ашан». Кстати, эксперты полагают, что с реализацией этих проектов к 2015 году ёмкость рынка торговых и торгово-развлекательных площадей в Красноярске будет исчерпана. Иначе говоря, эти площади станут избыточными, что в перспективе должно привести к снижению стоимости аренды. Пока же эти цены составляют от 1 500 до 2 500 тысяч рублей за квадратный метр, в зависимости от качества площадей.
Однако, несмотря на этот «кризис перепроизводства» торговых площадей, структурные диспропорции останутся. В частности недостаточное количество торговых центров так называемого районного масштаба в ряде районов города, в первую очередь на правобережье. «Июнь», «Огни», «Оптима», «Планета», «Торговый квартал на Свободном» - все эти современные торгово-развлекательные комплексы находятся, как известно, на левом берегу. Из объектов подобного масштаба на правобережье присутствует лишь торговый комплекс «Мега».
Есть и другая, взаимосвязанная проблема. Сегодня примерно половину торговых предприятий города составляют объекты нестационарной торговли - киоски, ларьки, палатки, передвижные автолавки. В балансе торговых площадей города они занимают менее 10 процентов. Многие, в том числе и губернатор Лев Кузнецов, считают, что нестационарная торговля является пережитком прошлого - эпохи ларёчников 90-х годов прошлого века. На самом деле, кроме того, что объекты нестационарной торговли отнюдь не украшают городские улицы, есть и более серьёзные соображения. К примеру, условия труда продавцов и соответствие товаров санитарным нормам и требованиям качества. Проблема однако в том, что зачастую эти точки востребованы населением. Альтернативой мог бы служить переход таких магазинчиков на специализированные торговые площади. Однако это невыгодно ни предпринимателям, ни жителям - ведь нестационарные точки зачастую играют роль отсутствующих стационарных магазинов шаговой доступности. Возможность перейти на первые этажи жилых домов есть далеко не у всех.
Таким образом, несмотря на то, что нестационарная торговля вроде бы анахронизм, обойтись без неё сегодня просто невозможно. Другой вопрос, что эту торговлю необходимо упорядочить - уменьшить количество ларьков и палаток там, где они в избытке, и добавить там, где торговая обеспеченность недостаточна. Городом разработана схема размещения нестационарных торговых объектов. Правда, как и в любом новом начинании, здесь сегодня много шероховатостей.
- Возникает много конфликтных ситуаций, - говорит руководитель общественной организации «Торговое единство» Варвара Безруких. - Зачастую в схеме не оказывается по той или иной причине временных торговых сооружений, принадлежащих добросовестным предпринимателям, долгие годы работающим на этом рынке. Например, площадь павильона превышает 50 квадратных метров. Мы считаем эту норму необоснованной и вышли в администрацию города с предложением внести корректировки и увеличить максимальную площадь. Есть и ряд других нюансов. Например, разрешение на работу торговой точки выдаётся на срок от года до пяти лет. А основания, по которым обозначается тот или иной срок - отсутствуют. Продолжается и практика, когда новые временные сооружения возникают в тех районах, где их и так достаточно много. Понятно, что в центре города выручка больше. Но надо прежде всего думать о том, где эти точки нужнее.
Сегодня при каждой районной администрации создана конфликтная комиссия, занимающаяся разбором спорных ситуаций с владельцами нестационарных торговых объектов. Да и сами они создали ассоциацию для защиты своих интересов. Думается, что самоорганизация будет способствовать не только упорядочению палаток и ларьков, но и повышению прозрачности в размещении таких объектов. На самом деле этого требует ситуация. Если сегодня Красноярск близок к насыщению торговыми площадями количественно, то встает другая проблема - качественного насыщения. Ситуация, когда каждый - от владельца ларька до владельца гипермаркета строит, где ему заблагорассудится, должна уйти в прошлое. Необходима комплексная стратегия потребительского рынка города с учётом генерального плана застройки и среднесрочной программы социально-экономического развития Красноярска.