Новости
«Золушка» для старшеклассника
Что в стандарте хорошо, а что очень плохо
____«Сегодня мамы и папы просто не в состоянии помочь своим детям выполнить домашнее задание, к примеру по математике, - выражает своё беспокойство Сергей Ценюга, профессор кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - А вот бабушкам и дедушкам, которые получали образование в советской школе, вполне по силам справиться с задачей или уравнением. Это о чём говорит? Экспериментируем, экспериментируем… И чем дальше, тем страшнее - идёт деградация образования».
Минюст зарегистрировал новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для старшеклассников. Документ вызвал много споров и критики как со стороны родителей, так и со стороны педагогического сообщества. Стандарт кардинально меняет подход к обучению в школе. Обязательной для старшеклассников будет лишь часть предметов, а остальные курсы они смогут выбирать сами в зависимости от профиля - гуманитарного, технического, естественно-научного.
- В список обязательных дисциплин попали математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, а также основы безопасности жизнедеятельности и физкультура, - разъясняет Владимир Бусыгин, главный специалист отдела общего и дошкольного образования, воспитания министерства образования и науки Красноярского края. -__ __Также ученик должен выбрать предметы из обязательных шести предметных областей. Первая - филология, которая включает русский язык и литературу, родной (нерусский) язык и литературу. Вторая - иностранные языки. Третья область - общественные науки, включающая историю, географию, экономику, право, обществознание и «Россия в мире». Четвёртая - математика и информатика.
Пятая - естественные науки - физика, химия, биология и естествознание. Шестая - физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.
____«В зависимости от склонностей, способностей и профессиональных интересов обучающийся может выбрать предметы любой обязательной предметной области. Это могут быть и физика, и химия, и биология. А может быть и естествознание. При желании старшеклассник получает возможность выбрать два или даже три предмета из одной предметной области», - такие пояснения дают в Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Новый стандарт предполагает и дополнительные учебные предметы, а также курсы по выбору. Обязательных дисциплин должно быть не менее девяти. Причём объём учебной нагрузки варьируется от 31 до 37 часов.
Ещё одно из серьёзных новшеств - объединение русского языка и литературы в один предмет - «Русский язык и литература».
- Все основные правила русского языка к концу девятого класса должны быть изучены, - рассказывает Владимир Бусыгин. - Остаётся только совершенствоваться во владении языком. Если вспомнить, то в образовании был период, когда в старших классах преподавалась только литература, а русский язык - факультативно. И экзамен затем сдавался только по литературе. По новому стандарту в объединённом предмете соотношение русского языка и литературы пока ещё не определено, картина разъяснится, когда появится примерная программа по этой дисциплине.
____Однако, судя по требованиям к предметным результатам освоения курса, выходит, что золушкой здесь скорее всего будет литература в услужении у русского языка.
- Конечно, интеграция - это требование к современному уроку, и учителя активно используют данные связи в процессе преподавания школьных предметов, - делится Наталья Уминова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской литературы КГПУ им. В. П. Астафьева. - Однако создание интегрированного курса, объединяющего русский язык и литературу, отбрасывает нас на два столетия в прошлое, когда существовал единый предмет «русская словесность» и литература была лишь средством для отработки определённых практических навыков. С течением времени пришло понимание самоценности и значимости литературы как учебного предмета, выполняющего важные функции. Безусловно, они будут утрачены в процессе объединения. Объединение двух предметов в один курс значительно упрощает и обедняет и без того небогатую картину мира современного школьника, влияет на общий культурный уровень. Считаю, что пострадает не только составляющая знаний, но и морально-нравственная. Ведь литература несла помимо прочего важную воспитательную нагрузку.
Наталья Уминова высказывает опасения, что звучащее художественное слово, эмоциональная основа урока литературы будут заменены аналитикой, поиском средств выразительности, отработкой практических умений и «натаскиванием» на ЕГЭ.
- Сейчас давать какую-либо оценку новому стандарту рано, - говорит Владимир Бусыгин. - Внедряться он начнёт постепенно с сентября 2013 года в школах, которые будут готовы к такому переходу. Повсеместно ФГОС для старших введут с 2020 года. Именно тогда в десятые классы придут дети, которые в этом году обучались по новым стандартам для начальной школы. Тем не менее нельзя не отметить важные изменения в итоговой аттестации, которые потребуют от старшеклассников серьёзной подготовки. ЕГЭ по предмету «Русский язык и литература» будет объединённым. И если сейчас экзамен по литературе сдают не так уж и много школьников, то в будущем знания по этому предмету должны быть на соответствующем уровне у всех учащихся. Помимо этого вводится третий обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Ни для кого не является секретом, что сегодня эта дисциплина преподаётся не везде одинаково хорошо. При новом ФГОС определённым минимумом знаний по иностранному языку необходимо владеть всем школьникам, иначе они не получат аттестат.
К тому же сама по себе организация ЕГЭ по этому предмету, по мнению экспертов, глобальный проект, требующий серьёзной подготовки не только школьников, но и технических составляющих экзамена. К примеру, одно из аттестационных испытаний - говорение, для чего необходимо звукозаписывающее устройство, которое может пригодиться при выставлении баллов за ЕГЭ. Стоит отметить, что система проверки экзамена по иностранному языку значительно сложнее других. Ответы школьников проверяют, как минимум, два эксперта, и каждый выставляет баллы. Если они значительно расходятся во мнениях, то работу анализирует третий специалист. Каждый из них должен не только проверить письменные задания, но и прослушать аудиофайл.
- Лично я считаю, что ЕГЭ по иностранному языку не сдаваем в принципе, - делится Светлана, мама дочери-одиннадцатиклассницы. - У нас в классе больше половины детей ходят дополнительно по этому предмету к репетиторам. И это только для того, чтобы хоть как-то ориентироваться на уроках английского языка. Представляю, как надо готовиться, чтобы сдать ЕГЭ по нему.
Впрочем, как заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, времени на обкатку стандарта будет предостаточно, и какие-то коррективы по ходу его внедрения возможны.