Новости

Светлана Котельникова: “С мясом надо обращаться как с биологическим оружием”

Светлана Котельникова: “С мясом надо обращаться как с биологическим оружием”

Нечувствительность современных бактериальных инфекций к антибиотикам становится одним из ключевых вызовов для здравоохранения разных стран мира. Профессор департамента микробиологии St__. __George__’__s__ __University__, расположенного на островном государстве Гренада в Карибском море, Светлана Котельникова убеждена — в __истории наступил такой момент, когда каждый человек должен подумать о своём собственном здоровье, и в его распоряжении проверенные рекомендации — профилактика, здоровое питание и соблюдение правил гигиены.

— Множественная устойчивость современных микробов к антибиотикам — серьёзная проблема. При ряде заболеваний — как, например, туберкулёз, воспаление лёгких, сальмонелёз, тяжёлое инфекционное заболевание сердца, — у бактерий, вызывающих эти заболевания, стопроцентная нечувствительность, или, как говорят учёные, резистентность к существующим антибиотикам. Настоящий вызов современной цивилизации. В глобальном масштабе, конечно, это проблема номер один. Не случайно в прошлом году Всемирный день здоровья по решению Всемирной организации здравоохранения был посвящён теме устойчивости к противомикробным препаратам. (Доктор Котельникова приняла участие в конференции, посвящённой вирулентным бактериям, нечувствительным к антибиотикам, у человека, животных и в окружающей среде, которая состоялась в конце июня в Aix en Provence во Франции. — Прим. авт.). Одна из наиболее опасных бактерий — метициллин — устойчивые штаммы золотистого стафилококка (MRSA). Это бактерия-убийца, если она проникает в организм человека, то выжить практически невозможно. И это не просто страшилка. Я лично знаю людей в Швеции, которые попали в госпиталь и получили инфекцию MRSA во время проведения операции. Один знакомый в России с инфекционным аппендицитом заразился бактериями, которых нельзя было вылечить тремя антибиотиками.

То, что весь мир, в том числе и Россия, страдает от бактерий, нечувствительных к антибиотикам, сегодня факт. И у людей возникает резонный вопрос: а знают ли учёные и медики, в чём корень проблемы, а главное — есть ли рецепт от этой напасти?

— В самых разных университетах и научных институтах мира учёные-микробиологи изучают механизмы и распространение нечувствительности к антибиотикам у различных патогенных бактерий. Хочу ещё раз отметить, что речь сегодня идёт о распространении не просто патогенных бактерий, а бактерий, которые несут генетически изменённые элементы. Большинство людей слышали о ДНК, полимерной молекуле, своеобразном жёстком диске человека, где вся генетическая информация записана в качестве последовательности нуклеотидов. Так вот бактерии немного отличаются в этом плане от человека. У них есть два типа ДНК: большая “хромосомальная” и маленькая “внехромосомальная”. У бактерий нет ядра, как в наших клетках. И эта вторая ДНК может передаваться от одной бактерии к другой. Это открытие учёные сделали ещё в 1970-е годы, но влияние данного факта на жизнь обычного человека было понято гораздо позднее. И сегодня мы должны заботиться о последствиях и механизмах, которые существовали тысячелетиями у бактерий, просто его изучили только сейчас. Мы знаем, что бактерии способны передавать генетическую информацию от одного типа бактерий к другому. Благодаря этому бактерии, научившиеся противостоять антибиотикам, передают своё умение другим чувствительным бактериям. Самые распространённые препараты — пенициллин, ампициллин, тетрациклин — сегодня бесполезны. Однако у нас ещё есть препараты last resort, что в переводе на русский означает “последняя надежда”, “последнее спасение”. Так, ещё достаточно редки бактерии, нечувствительные к антибиотикам, квинолонового ряда, которые используется для лечения цистита и простатита.

Так изобрели бы учёные более сильные антибиотики, и проблема решилась бы…

— Это не выход из ситуации, потому что мы априори проиграем в этой гонке. Бактериям необходимо всего 12 минут для воспроизведения себе подобных. То есть эволюция у микроорганизмов идёт достаточно быстро. Бактерии мутируют и делятся с собратьями своим умением выживать в присутствии антибиотиков. Тело человека состоит из большего числа микроорганизмов, чем собственных клеток. И больше всего их в кишечнике. Тысячи разных видов микроорганизмов сопровождают нас в течение жизни, и не все они наши враги, пока находятся под контролем иммунитета. Эволюция среди бактерий произойдёт быстрее, чем мы успеем изобрести новый антибиотик. Другое дело, что мы в силах притормозить распространение бактерий, несущих гены нечувствительности к антибиотикам. Вы знаете, что в большинстве случаев нечувствительность к лекарствам люди заимствуют от животных? В 1990-е годы фермеры активно кормили антибиотиками кур и свиней. Логика сельхозпроизводителей понятна: бройлеры и поросята болеют меньше, растут быстрее. Но в то же время у животных нормальная микрофлора подверглась естественному отбору на присутствие генов, несущих наследственные изменения, которые позволяют пережить присутствие антибиотиков. Мясо, яйца, молоко и молочные продукты, заражённые такими бактериями, являются потенциальными источниками заражения. Люди, потребляющие такие продукты, также становятся нечувствительными к некоторым видам лечения. В 2003 году в разных странах законодательно запретили использование многих лекарств, прежде всего группы last resort, для кормления скота, но было уже поздно. Согласно исследованиям китайских учёных, от 11 до 15 процентов бройлеров, производимых на фермах Поднебесной, заражены маркерами нечувствительности к квинолонам. Голландские микробиологи констатируют, что 11 процентов населения страны, так или иначе связанного с сельским хозяйством, носит в себе беталактомазные маркеры. Ситуация такова, что 100 процентов бройлеров в большинстве европейских стран и, возможно, в Бразилии несут маркеры нечувствительности к пенициллину. Сегодня это задокументированные факты. Многие страны, в том числе и Россия, закупают курятину в Бразилии, ввозят ножки Буша. То есть импортируется сырое мясо, которое при современной технологии производства оказалось заражено опасной микрофлорой.

Чтобы как-то решить проблему, можно пойти по пути Австралии, где полностью запретили ввоз импортного мяса. И если верить официальной информации, то распространение многих нечувствительных к антибиотикам бактерий на этом континенте удалось свести к минимуму.

— Это возможно и для нашей страны. Но здесь нужна сильная политическая воля. Кроме того, необходимо принять ряд экономических решений. Производство курятины в Бразилии дешевле, чем в Европе, а в Европе выгоднее, чем в России. В Евросоюзе сельское хозяйство поддерживается государством. Там малые хозяйства не могут себе позволить проводить постоянный санитарный контроль производимой продукции, поэтому, чтобы не работать себе в убыток, фермер просит субвенции у государства. И европейские власти оказывают такую поддержку не только потому, что хотят развивать своё сельское хозяйство, но и потому, что не доверяют дешёвому бразильскому мясу. В конце июня на международной конференции, посвящённой проблемам нечувствительности бактерий к антибиотикам, я беседовала с двумя учёными из Бразилии, которые посетовали, что им не разрешают проводить исследования мяса на куриных и свиных фермах. В Южной Америке корпорационные интересы традиционно сильны, поскольку этот материк — основной производитель мяса в мире.

Практически десять лет ушло на то, чтобы мировая общественность поняла, что кормить кур антибиотиками нельзя. Подозреваю, что и для наведения порядка в сельском хозяйстве понадобится не один год. А как же быть рядовым гражданам, постоянно покупающим в магазинах небезопасное мясо?

— Россия выгодно отличается от многих стран. Во времена Советского Союза была создана мощная система санэпидконтроля. К сожалению, сегодня не все торговцы законопослушны, поэтому на прилавки может попасть плохое мясо. И курятина, и свинина, и говядина — это в прямом смысле биологическое оружие, и обращаться с ним надо соответствующе. Главное правило, которое должен соблюдать любой человек, — хорошо прожаривать и проваривать мясо перед употреблением в пищу. Те же, кто любит вкус крови, должны осознавать, что это небезопасно. Вся посуда, которая используется в процессе обработки сырого мяса, должна тщательно дезинфицироваться. Под мясо и под овощи нужны разные разделочные доски. Я уже не говорю о том, что необходимо мыть руки перед тем, как что-либо взять со стола и потащить в рот. Всё это элементарные правила гигиены.

Сейчас люди повально увлеклись суши. Сырую рыбу тоже не рекомендуется употреблять?

— Рыба также выращивается на фермах. Для того чтобы мальки выжили, их кормят антибиотиками. Есть исследования, что Адриатическое море из-за рыбоводства было заражено бактериями, нечувствительными к антибиотикам. Учёные из Италии изучили 851 вид морских микроорганизмов, и 50 процентов из них были нечувствительными к тетрациклину и ампициллину. Однако исключать суши из рациона необязательно. Не случайно его подают с васаби. Он защищает организм от вредных микроорганизмов. Специи не только вкусны, но и полезны.

Послушаешь учёных, пропадает всякое желание есть мясо. Хоть сразу в ряды вегетарианцев вступай…

— Не хочу вас разочаровывать, но это тоже не выход из ситуации. Опасными могут быть и овощи, если их не мыть. В июне прошлого года в Германии разгорелась эпидемия кишечной палочки, которая была нечувствительна ко всем существующим антибиотикам. Более того, в результате лечения антибиотиками палочка вызывала геморрагический шок. Эпидемия убила около 40 человек. Если бы это придумали люди, то это было бы идеальным биологическим оружием. Как выяснили учёные, причиной инфекции стал штамм колийной палочки, который прибыл из Африки в Германию на пророщенных зёрнах сои. Технология производства органических овощей проста: растения выращивают, поливая их разбавленным навозом. Навоз полон бактерий, прошедших эволюцию в присутствии антибиотиков, что добавлялись в корм скота. Проращивание сои осуществляется так: семена помещают во влажный инкубатор при температуре 22 градуса на 48 часов. Если семена заражены, то это идеальные условия для размножения бактерий. Когда мы исследовали девственную морскую воду вокруг тропического острова, тонашли бактерии, нечувствительные к ампициллину, тетрациклину и ряду других антибиотиков. Бактерии присутствуют везде. Благодаря им вырабатывается наш иммунитет. От них не надо защищаться, необходимо свести к минимуму риск столкновения с патогенными бактериями, которые несут гены нечувствительности к антибиотикам. И, как я сказала выше, учёные знают, что надо делать. Главное, чтобы политики их услышали.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА