Новости
Жизнь без “блошиных рынков”
Но где торговать садоводам?
“Мы, жители улицы К. Маркса, 133, 135, 137, 131, 90, 88, 92, улицы Урицкого 123, 125, 125а, улицы Кирова, 6, 8 много лет (более десяти) продаём выращенные нами овощи на небольшом розничном рынке, расположенном по улице Карла Маркса, возле дома 133. Это наша территория, наша собственность, и мы не понимаем, почему нас отсюда гонят.
Этот рынок всегда пользовался спросом у покупателей, так как продукты выращены на своих садовых участках, без консервантов. Людям было удобно при возвращении домой с работы купить овощи, пучок зелени.
Морозова”.
Как пояснили нам в администрации Центрального района, проблема ликвидации “блошиных рынков” здесь всегда вызывала массу споров, конфликтов, жалоб. Ведь в лихие 90-е центр города был подлинным раем для уличных торговцев. Высокая проходимость, огромное количество разнообразных офисов, сравнительно большая обеспеченность жителей района — всё это способствовало росту стихийных торжищ.
В то время с таким явлением приходилось мириться — экономические катаклизмы заставили массы людей броситься в торговлю. Закрывали глаза на неприглядный вид центральных улиц города, заставленных разнобойными палатками, навесами, да и просто наспех сколоченными столами-прилавками. Мирились с горами мусора, оставленными продавцами после завершения рабочего дня, с помехами движению в и без того перегруженном центре.
Сегодня ситуация другая. Красноярск из огромного рынка превратился в крупнейший деловой, научный и культурный центр Восточной Сибири. И этот статус несовместим с убожеством уличной торговли. Тем более в районе, который является лицом города.
Да, любое решение о ликвидации “блошиного рынка” вызывает массу протестов. Но мнения жителей далеко не однозначны. Наряду с теми, кто ратует за сохранение привычных базарчиков, не меньшее, если не большее количество людей приветствует такие решение. По той причине, что надоели грязь, мусор, шум и свойственные подобным местам “ароматы”.
Защитники рынка на Карла Маркса, 133 ссылаются на то, что и “Красный Яр”, расположенный в этом здании, “устроил антисанитарию” во дворе. Однако в этом случае жители дома могут обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Что же касается неизбежных последствий стройки (магазин недавно расширил свою территорию), то, как нам сообщили в районной администрации, работы по благоустройству торговым предприятием выполнены. Во всяком случае, найти управу на официально действующее торговое предприятие можно. А вот как ликвидировать антисанитарию на стихийном рынке, где никто ни за что не отвечает?
Есть, конечно, и социальная сторона вопроса. Зачастую сторонники сохранения стихийных рынков ссылаются на то, что малоимущие пенсионеры торгуют здесь овощами и зеленью, выращенными на своих садовых участках. Достаток большинства людей преклонного возраста всем известен. И такая торговля даёт им возможность немного пополнить свой небольшой доход. Низкие цены выгодны и многим покупателям, особенно в сравнении с фантастическими ценами супермаркетов.
Естественно, этот вопрос требует решения, и на сегодня оно существует.
В настоящее время садоводы Центрального района могут реализовать излишки выращенной ими продукции на Центральном рынке по адресу Качинская, 64. Здесь на территории “Зелёного базара” оборудовано около 80 мест для торговли. Стоимость места для пенсионеров Центрального района составляет всего 30 рублей в день. По всем интересующим вопросам можно обращаться в администрацию Центрального рынка по телефону 211-22-05.
Следует, однако, сказать, что зачастую вопрос о социальной защите малоимущих используется как прикрытие. В местах, где торгуют излишками своих садов и огородов бабушки, тут же появляются перекупщики. Ведь проходимость в центре города, как уже говорилось, сумасшедшая, а издержек никаких. Это, кстати, признают даже защитники стихийного базара на Карла Маркса.
“Сюда часто приезжают торговать перекупщики, которые должны располагаться на общегородском рынке”, — это цитата из письма в администрацию района в защиту стихийных торговых рядов. И тут же, в том же письме — просьба оборудовать для продавцов (разумеется, бабушек и дедушек) столики под крышей, для удобства торговли. Очевидно, что эти столики тут же были бы заняты пресловутыми перекупщиками. Которые, кстати, давно и активно используют тех же самых бабушек и дедушек для реализации продукции, отнюдь не выращенной самостоятельно. Понятно, что когда овощами торгует добрый молодец, впечатление создаётся совершенно не то, чем когда за прилавком сидит бабушка.
Практика, кстати, показала, что и к социальным местам на городских рынках перекупщики проявляют повышенный интерес. Но здесь хотя бы можно разобраться, кто есть кто, и навести порядок. В местах стихийной торговли сделать это значительно сложнее. А аксиома уличной торговли такова: стоит только появиться в каком-либо месте бабушке, торгующей зеленью, тут же как из-под земли возникнут и перекупщики со своей продукцией сомнительного качества.
У каждой медали есть своя обратная сторона. Невозможно делать что-либо в большом городе, не затрагивая интересы той или иной части населения. Даже столь необходимая всем красноярцам вещь, как ремонт дорог, вызывает зачастую негативные эмоции. У жителей домов, которым мешает шум, у автомобилистов, вынужденных менять привычные маршруты. Что же говорить о таком больном вопросе, как грязные, но привычные и милые сердцу “блошиные рынки”. И, конечно, принимать подобные решения необходимо взвешенно, со всесторонней оценкой. Думается, что в данном случае решение вполне мотивированное.