Новости
Менделеева — на деньги!
“Родина” и не только
Эту выставку ждали и боялись. Боялись, что будет эпатажной, что нарушит и поколеблет устои консервативного Красноярска, втопчет в грязь наши святые ценности, подействует разлагающе на души и умы молодёжи…
Но на самом деле всё не так страшно, как обрисовали в своём письме представители красноярской общественности, потребовавшие от министра культуры и губернатора запретить проводить эту выставку в нашем городе. По сравнению с девяностыми годами прошлого века, когда под дружное “одобряем” мы разбивали памятники былых вождей, или с двадцатыми-тридцатыми годами, когда взрывали церкви и расстреливали священников, тут нет никакого криминала или кощунства. Здесь просто представлен взгляд современных художников на советско-российскую историю и политику в контексте времени и пространства.
Выставку “Родина” можно разделить на несколько частей. Одна из зон — монументальные работы, посвящённые историческим и культурным событиям страны, их истокам, причинам и следствиям. Например, огромная картина Владимира Дубосарского и Александра Виноградова “Времена года русской живописи” — это настоящий историко-культурный квест. На полотне фрагменты работ знаменитых художников: рядом с девочкой с персиками сидит Ленин, на заднем плане с революционными рабочими стоит погибший в сталинских застенках великий театральный мастер Всеволод Мейерхольд, над мальчиком, который купает красного коня, летят шагаловские влюблённые… Заместитель директора Красноярского музейного комплекса Сергей Ковалевский сказал, что для тех, кто сможет максимально верно дать ответы на вопросы этой визуальной викторины, у них приготовлен хороший приз.
Картины-тексты Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко поднимают и вечный и больной для нашей страны вопрос — национальный. Представленные лица, а точнее имена — Мария Богоматерь, Циолковский, Пушкин, Даль, Жуковский, Чайковский и другие — элементы “самого что ни на есть русского”, символы и гордость нашей Родины — по своему этническому происхождению далеко не всегда чистокровных русских кровей. Среди них есть евреи, поляки, немцы, арапы… Помним ли мы о том, что русский поэт Василий Андреевич Жуковский — незаконнорожденный сын помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию же свою поэт получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Жуковского. Этот проект, где сошлись два метода — концептуальный и живописный, получил название “Россия для всех”.
Кроме монументального искусства в музейном пространстве представлены разделы, посвящённые работе с повседневностью, причудливому её преломлению и прогнозами на будущее. Например, проект Елены Китаевой и Леонида Парфёнова “Новые деньги” призывает нас поместить на российские купюры портреты людей, являющихся подлинным атрибутом, лицом государственности — Улановой, Гагарина, Алёхина, Шаляпина, Менделеева и так далее.
Кроме выше отмеченных авторов в состав экспозиции “Родина” также вошли произведения Дмитрия Врубеля, Виталия Комара, Александра Меламида, Анатолия Осмоловского Алексея Беляева-Гинтовта, Дмитрия Гутова, арт-группы “Синие носы” и других современных художников.
Надо сказать, что “Родина” Пермского музея современного искусства — это только часть открывшейся выставки.
— Полностью проект называется “Неизвестная страна художников”, — рассказывает его куратор Сергей Ковалевский. — В него входят более 30 современных художников. Это уже известные всем красноярцам паблик-арт объекты площади Мира: скульптурный объект “Родина-мать”, “Несгораемая изба”, “Даль на ощупь”. В аванзале музея тему русской мечты подхватывает крупнейшая инсталляция “Облако-рай” красноярских художников Владимира Марьясова и Алексея Мартинса. Сюда же вошла и новая экспозиция Музейного центра “Горбыли”. Сергей Горшков, Дамир Муратов, Виктор Сачивко, три художника, из Воронежа, Омска, и Красноярска представили совместный проект, посвященный теме “родных осин”. “Горбыль” — ироничная и лирическая метафора человека, “сутуло” живущего в России, “отпиленного” от целого, отделенного от ценного и обделённого вниманием.
А вот работы из проекта “Родина” под названием “Голубые купола” Татьяны Антошиной и “Инно, Нано, Техно” арт-групы “Синие носы” красноярцам показывать не будут. Раз кого-то это шокирует и задевает — гусей дразнить не стоит, считают в Красноярском музейном комплексе.
— У нас не было намерения никого эпатировать или оскорбить, мы просто хотели показать красноярцам лучшие образцы современного искусства, — поясняет Сергей Ковалевский. — И, честно, не ожидали такого общественного резонанса. Но в любом случае хочу сказать: спасибо противникам этой выставки за рекламу.
Надо сказать, пресловутых скандальных работ не было и на новосибирской выставке. У соседей выставка открывалась с большим скандалом. Министерство культуры Новосибирской области несколько раз переносило её открытие на неопределённый срок, и выставку чуть вообще не отменили. Но она всё же состоялась.
— Для нас было принципиально отстоять “Родину”, — говорит Анна Терешкова, директор Сибирского центра современного искусства (Новосибирск). — Все гнусные инсинуации по поводу проекта Марата Гельмана не имели под собой никакой почвы. Люди, которые хотели запретить выставку, не видели этот проект. Судили по картинкам, которые нашли в Интернете. Часть из них — например, обезьяна в орденах, не имели никакого отношения к “Родине”. И вообще мы уже проходили этап, когда в нашей стране что-то запрещали. Люди должны иметь право свободного выбора. Если раз отступить, то “радетели нравственности и чести Отчизны” будут нам указывать, какие книги читать, какие фильмы смотреть… Нельзя допустить, чтобы эти времена снова вернулись.
Надо сказать, что проект “Неизвестная страна художников” — на любителя. Она для тех, кто ценит и понимает концептуальное искусство. Для тех, кто разбирается в этом направлении, на выставку стоит сходить. Ведь здесь представлены работы сильнейших современных художников. Некоторые из произведений концептуального искусства отмечены престижными наградами. Например, инсталляция известного архитектора, художника, основоположника направления “бумажная архитектура” Александра Бродского “Дорога” получила премию Кандинского.