Новости
Машину — в утиль! Оплачено при покупке
С 1 августа ввозимые в страну и произведённые здесь автомобили будут облагать утилизационным сбором. Соответствующие поправки в российское законодательство перед уходом на каникулы приняли депутаты Государственной думы. Сами ставки сборов пока не установлены, их к концу июля должно назвать правительство страны.
Авторы законопроекта отмечают: принятие документа продиктовано самим временем. Согласно официальной статистике, в следующем году в России необходимо будет утилизировать более полутора миллионов авто. В 2015-м эта цифра достигнет двух с половиной миллионов.
Парламентарии рассудили, что нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортёров, то есть будет закладываться в стоимость машины. За исключением импорта единичных транспортных средств — в этом случае, по словам первого заместителя председателя думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева, сбор будет уплачиваться физическим лицом.
Специалисты Минпромторга и Минэкономразвития уже озвучили предварительные расчёты. Согласно им, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20—45 тысяч рублей, за грузовую — от 150 до 400 тысяч. Для подержанных авто будут применяться повышенные — примерно в четыре раза — коэффициенты. На машины, по которым не уплачен сбор, не будут выдаваться паспорта. Исключения сделаны для авто беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, дипломатов и членов их семей, а также для автомашин, ввозимых с территорий государств — членов Таможенного союза (Белоруссия и Казахстан). Освобождены от сбора и раритетные авто, с момента выпуска которых прошло более 30 лет.
Активисты красноярского отделения Федерации автомобилистов России к нововведению относятся крайне отрицательно. Собственники железных коней в один голос заявляют, что ввод утилизационного сбора приведёт к увеличению стоимости владения автомобилем.
Законодатели же уверяют, что к удорожанию машин новый сбор не приведёт. Ставки будут такими, чтобы компенсировать снижение пошлин на ввоз машин при вступлении России в ВТО. “Сбор вводится по принципу “три рубля плюс, три рубля минус”, — заверяет автовладельцев директор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков.
— Предложенный механизм, возможно, компенсирует введение утилизационного сбора, однако произойдёт это через несколько лет, — рассуждает Павел Стабров, руководитель красноярского отделения Федерации автомобилистов России. — Ставки по ввозу автомобилей снижаются постепенно, на 20 процентов в течение пяти лет. А утилизационный сбор вводится уже с первого августа. Даже если на пять процентов в этом году снизят ставки на ввоз автомобилей, то это не компенсирует утилизационный сбор. Происходящее мне напоминает ситуацию с повышением акцизов на бензин по рублю каждый год. Вроде как это должно было компенсироваться отменой транспортного налога. В итоге мы платим и то и другое и экономии никакой нет. Компенсации не происходит, а цены повышаются, появляются новые сборы. Всё нацелено на то, чтобы выжать из автовладельцев максимальное количество денег.
Кроме того, отмечают эксперты, введение утилизационного сбора вряд ли поспособствует уменьшению количества брошенных машин, ржавеющих на свалках и в лесах. Таким образом, защита экологии, за которую ратует новый закон, остаётся чисто декларативной целью. В России работает две сотни компаний, которые готовы по заявкам сами вывозить автомобили на металлолом. Но доля переработки авто составляет всего два процента от всего перерабатываемого в стране металла. В нашей стране не хватает инфраструктуры для переработки сырья, более того, не созданы условия, чтобы этот вид бизнеса активно развивался.
Подчеркнём: утилизационный сбор будет применяться только к машинам, впервые выпускаемым в обращение. И не распространяться на уже находящиеся в эксплуатации в России. Для такой машины ответственность за утилизацию в конце её жизненного цикла будет нести владелец. Он должен будет сам оплачивать доставку автомобиля на пункт утилизации и стоимость утилизации, если к тому времени она останется платной.