Новости
Со щитом или без щита
В каком объёме нужна Красноярску наружная реклама
На рынке наружной рекламы Красноярска неспокойно. Причина волнений - новая схема размещения рекламных конструкций, согласно которой число таких объектов сократится в городе наполовину. Изменяется и порядок установки: вместо заявительного - на основе торгов. Всё это, как полагают рекламисты, приведёт к ухудшению финансового положения компаний, занимающихся наружкой, уходу наиболее слабых игроков с рынка, перехвату инициативы московскими акулами и снижению поступлений в бюджет города. Есть информация, что рекламисты готовы предложить мэрии платить больше налогов при условии сохранения количества носителей. Однако в реальности сформулированных предложений пока ещё нет.
Руководитель управления наружной рекламы администрации города Сергей Титаренко уверен, что бюджет во всяком случае не проиграет.
- Сокращение количества рекламных конструкций вызвано объективными причинами - принятием более жёстких государственных стандартов. Чётко прописано: расстояние до остановок - 25 метров, до пешеходных переходов и перекрёстков - 50, до светофорных объектов - 60 метров. Речь идёт о мерах повышения безопасности дорожного движения - рекламные конструкции зачастую отвлекают водителей или затрудняют обзор. И кто бы что ни предложил, но жертвовать безопасностью жителей ради денег мы не будем. Город сегодня перенасыщен рекламными объектами, и действительно при согласовании идёт сокращение на 50 процентов. Но кто мешает компаниям развиваться не экстенсивно, а интенсивно? Не за счёт роста количества щитов, а за счёт совершенствования рекламных носителей. Что же до бюджета города, то мы однозначно идём по пути увеличения поступлений от рекламы. Сегодня отчисления составляют в среднем по городу около 300 рублей в месяц за рекламную конструкцию. В то время как средняя стоимость одной рекламной поверхности - 15 тысяч рублей. Учитывая, что щиты двухсторонние, месячный доход с одной конструкции может составить 30 тысяч рублей. А город получает всего один процент от этого. Поэтому сегодня мы готовим предложение об увеличении отчислений в три раза, которое будет вынесено на обсуждение депутатам городского Совета. То есть задача - довести отчисления с одного щита хотя бы до одной тысячи рублей в месяц. Но даже при этих условиях Красноярск останется городом, где фискальное бремя минимально. В большинстве российских муниципалитетов они значительно выше.
Конечно, есть опасения, что сокращение количества легальных рекламных конструкций приведёт к увеличению нелегальных. Однако, по мнению Сергея Титаренко, эта проблема достаточно остро стоит и сегодня. Борьба с незаконной рекламой ведётся постоянно и будет продолжаться. С начала года уже выдано 548 предписаний о сносе незаконно установленных щитов. Правда, лишь в десяти случаях владельцы исполнили предписания. А 826 объектов демонтированы за счёт города силами подрядной организации.
Руководитель одной из крупнейших красноярских рекламных компаний Лев Закаурцев считает, что в сложившейся ситуации необходим диалог, в ходе которого можно найти консенсус, устраивающий и власть и бизнес.
- Разумеется, сокращение количества рекламных конструкций совершенно определённым образом скажется на финансовом состоянии компаний, - говорит он, - но мы считаем, что требования законодательства не столь однозначны. Мы, так же как и все красноярцы, заинтересованы в безопасности дорожного движения, в том, чтобы рекламные конструкции соответствовали всем разумным нормам и требованиям, чтобы наполнялся городской бюджет. Но это же нонсенс, когда из более чем сорока объектов на улице Копылова согласовывается всего три.
По словам Льва Закаурцева, сейчас представители отрасли готовят свои предложения для мэрии и оценивают перспективы поиска компромиссного решения достаточно оптимистично.
Проблема не только в сокращении количества носителей. Меняется порядок размещения рекламных конструкций. Если раньше договоры заключались по заявительной системе, то сегодня происходит переход на аукционную. Места продаются на торгах, и, естественно, рост по сравнению со стартовой ценой может быть достаточно большим. Победитель платит за право аренды места. Таким образом, расходы рекламистов (и, соответственно, доходы города) существенно увеличиваются.
Лев Закаурский не считает такой порядок единственно возможным с точки зрения действующего законодательства. В свою очередь Сергей Титаренко полагает, что механизм торгов соответствует сегодняшним экономическим реалиям. А негативная реакция представителей рекламного цеха - вполне естественное желание сохранить сложившийся расклад на рынке. Ибо бизнес не любит перемен.
Пётр КОНСТАНТИНОВ, депутат городского Совета депутатов:
- Прежде всего надо определиться с местом и ролью наружной рекламы в общественной жизни города. В тех городах, где это поняли, её значительно меньше, и она выполняет указательные функции. Например, информирует, что здесь расположены кафе или магазин. У нас же наружная реклама заняла нишу рекламы в СМИ, подорвав доходную базу прежде всего печатных изданий, которые не могут соревноваться с демпинговыми условиями наружников. Перекачивание значительной доли рекламного рынка в наружную рекламу привело к тому, что некоторые СМИ закрылись. Остающиеся издания живут в режиме жёсткой экономии, не имея возможности содержать такие отделы, как наука, культура. Таким образом, из информационного пространства выпадает всё то, что не связано с коммерческой составляющей. Несколько лучше ситуация у телекомпаний, но даже они не могут сегодня соревноваться на равных с наружниками. Между тем средства массовой информации несут важную социальную функцию, во многом создавая для красноярцев образ мира и города, в котором они живут. Поэтому мы должны выбирать - либо нас в первую очередь интересуют деньги в виде поступлений в бюджет, либо мы думаем о качественном информационном обеспечении красноярцев.
НЮАНС
Среди российских городов Красноярск сегодня - наиболее выгодная площадка для бизнеса на наружной рекламе. Для сравнения, в Новосибирске за рекламную конструкцию перечисляется в бюджет в месяц 1 670 рублей, в Томске - 1 837, в Иркутске - 2 275. Ещё выше ставки в европейской России - 4 320 рублей в Казани, почти 4 500 в Нижнем Новгороде. И даже в маленькой Твери - более полутора тысяч рублей.